ВЫПУСК №1

 

                                                                                               СОДЕРЖАНИЕ

ТЕХНОЛОГИИ, МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Лапсарь О. М. , Лагузин А. Б. , Пикина А. М. , Гайдар С. М.
Прогнозирование фрикционно-износных характеристик трибосистем
с использованием физического моделирования контактного взаимодействия
подвижных сопряжений                                                                                
7
Харламов Д. И., Корнеев В. М.
Способы очистки деталей дизельных двигателей от нагароотложений        
19
Горликов В. А., Корнеев В. М. 
Особенности восстановления распределительного вала двигателя семейства ЯМЗ     
26
Джабраилов Р. Д., Чепурин А. В.
Совершенствование системы технического сервиса тракторов сельскохозяйственного назначения 
34
Якушев И. С., Корнеев В. М.
Организация технического сервиса автомобилей «КАМАЗ»
на дилерских предприятиях              
39

 

                                                                                                  CONTENTS

TECHNOLOGIES, MACHINERY AND EQUIPMENT FOR AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Lapsar O. M. , Laguzin A. B., Pikina A. M., Gaidar S. M.
Prediction of friction and wear characteristics of tribosystems using physical modeling
of contact interaction of mobile interfaces                                                                    
7
Kharlamov D. I., Korneev V. M.
Methods of cleaning diesel engine parts from carbon deposits
19
Alekseevich G. V. , Korneev V. M.
Features of restoration of the camshaft of the YaMZ family engine 
26
Dzhabrailov R. D. , Chepurin A. V.
Improvement of the system of technical service of agricultural tractors
34
Yakushev I. S. , Korneev V. M.
Organization of technical service of «KAMAZ» vehicles at dealer enterprises
39

 

ТЕХНОЛОГИИ, МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
TECHNOLOGIES, MACHINERY AND EQUIPMENT FOR AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX



УДК 620.17+621.892
DOI 10.34286/2712-7419-2024-13-1-7-18

Оксана Михайловна Лапсарь, аспирант, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва
Алексей Борисович Лагузин, заместитель руководителя по научной работе и начальник научно-исследовательского комплекса ФГУП «НАМИ», Россия, Москва
Анна Михайловна Пикина, кандидат технических наук, доцент кафедры «Материаловедение и технология машиностроения», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва
Научный руководитель:
Сергей Михайлович Гайдар, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой
«Материаловедение и технология машиностроения», https://orcid.org/0000-0003-4290-2961, Scopus Author ID: 57191589797, Researcher ID: I-4723-2018, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва

Прогнозирование фрикционно-износных характеристик трибосистем
с использованием физического моделирования контактного взаимодействия подвижных сопряжений

Аннотация. Долговечность работы силовых установок и передач определяется трением и износом в трибосопряжениях. Для снижения силы трения и износа применяют различные смазочные материалы, обладающие малым сопротивлением сдвигу. Для разработки и оценки методов и средств повышения износостойкости деталей пар трения силовых установок и передач целесообразно проводить испытания не только на лабораторных стендах, но и эксплуатационные. Только эксплуатационные испытания могут дать полную картину факторов, влияющих на трение и износ, а также адекватно оценить эффективность новых смазочных материалов для повышения износостойкости сопряжений и улучшения эксплуатационных характеристик силовых установок. При эксплуатационных испытаниях сложной задачей является измерение трибологических характеристик трибосистем, таких как момент трения и скорость изнашивания. Не составляеттруда достаточно точно измерить объемную температуру в неподвижном элементе фрикционной пары и температуры смазочной среды в трибосистеме. Для исследования процессов, происходящих в трибосистемах при эксплуатации, было использовано физическое моделирование, где модель и оригинал связаны теоретической зависимостью в виде расчетного масштабного фактора. Моделирование пары трения реализовано с использованием законов подобия, процесс реализуется на машине трения. При испытаниях в качестве смазочной среды было использовано штатное масло и масло с присадкой. По результатам первого этапа получены значения максимальной температуры в трибосистеме при различных режимах испытания, а также показано влияние антифрикционной присадки на трибологические процессы. Физическая модель позволила получить значения фрикционно-износных характеристик для различных режимов эксплуатации. В результате испытаний получены следующие результаты: применение антифрикционной присадки позволило снизить максимальную температуру в трибосистеме на 16 %, момент трения – на 8,2 % и, как следствие, снижение износа в 6,2 раза. В работе было научно обосновано использование метода физического моделирования взамен математического моделирования процессов, происходящих в трибосистемах из-за большой сложности описания их математическими выражениями. Для решения поставленной задачи был применен комплексный подход: формирование базы данных (зависимости температуры от режимов эксплуатации) с использованием оригинальной трибосистемы (редуктор силовой передачи) и дальнейшее их использование применительно к физической модели.

Ключевые слова: физическая модель, трибосистема, трибосопряжение, трение, износ, смазочные материалы, эксплуатационные характеристики.

Oksana M. Lapsar, Postgraduate, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow
Alexey B. Laguzin, Deputy Head of Research and Head of the Research Complex
FSUE NAMI, Russia, Moscow
Anna M. Pikina, Ph. D. of Engineering Sciences, Associate Professor of the Department of Materials Science and Engineering Technology, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow
Scientific supervisor
Sergey M. Gaidar, Advanced Doctor in Engineering Sciences, Professor, Head of the Department
of Materials Science and Engineering Technology, https://orcid.org/0000- 0003-4290-2961, Scopus Author ID: 57191589797, Researcher ID: I-4723-2018, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

 Prediction of friction and wear characteristics of tribosystems using physical modeling of contact interaction of mobile interfaces

Abstract. The durability of power plants (SU) and gears (SP) is determined by friction and wear in tribo-stresses. To reduce friction and wear, various lubricants with low shear resistance are used. To develop and evaluate methods and means of increasing the wear resistance of parts of friction pairs SU and SP, it is advisable to conduct tests not only on laboratory stands, but also operational ones. Only operational tests can provide a complete picture of the factors affecting friction and wear, as well as adequately assess the effectiveness of new lubricants to increase the wear resistance of the interfaces and improve the operational characteristics of the SU. In operational tests, it is a difficult task to measure the tribological characteristics of tribosystems such as the moment of friction and the wear rate. It is not difficult to accurately measure the volumetric temperature in the stationary element of the friction pair and the temperature of the lubricating medium in the tribosystem. To study the processes occurring in tribosystems during operation, physical modeling was used, where the model and the original are connected by a the- oretical dependence in the form of a calculated scale factor. The simulation of a friction pair is implemented using the laws of similarity, the process is implemented on a friction machine. Dur- ing the tests, standard oil and oil with an additive were used as a lubricating medium. According to the results of the first stage, the values of the maximum temperature in the tribosystem were obtained under various test modes, as well as the effect of the antifriction additive on tribological processes. The physical model allowed us to obtain values of friction and wear characteristics for various operating modes. As a result of the tests, the following results were obtained: - the use of an antifriction additive made it possible to reduce the maximum temperature in the tribosystem by 16 %, the moment of friction by 8.2 %, and as a result, a 6.2-fold reduction in wear. The use of the method of physical modeling instead of mathematical modeling of processes occurring in tri- bosystems was scientifically justified in the work due to the great complexity of describing them in mathematical expressions. To solve this problem, an integrated approach was applied: the formation of a database (temperature dependence on operating modes) using the original tribosystem (gearbox SP) and their further use in relation to the physical model.
Keywords: physical model, tribosystem, tribo-tension, friction, wear, lubricants, performance characteristics.

Библиографический список

1. Боуден Ф. П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел / Под редакцией доктора технических наук И. В. Крагельского. М. : Машиностроение, 1968. 543 с.
2. Ахматов А. С. Молекулярная физика граничного трения. М. : Физматгиз, 1963. 472 с.
3. Гайдар С. М. Характеристика и показатели наноматериалов для снижения износа деталей сельхозмашин // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2009. № 12. С. 20−22.
4. Гайдар С. М., Быкова Е. В., Карелина М. Ю. Перспективы использования лакокрасочных материалов, модифицированных фторсодержащими поверхностноактивными веществами, для защиты сельхозтехники // Техника и оборудование для села. 2015. № 7. С. 34–38.
5. Гайдар С. М. Этаноламиды карбоновых кислот как полифункциональные ингибиторы окисления углеводородов // Химия и технология топлив и масел. 2010. № 6 (562). С. 16–20.
6. Гайдар С. М., Карелина М. Ю. Инновационное техническое средство для нанесения защитной молекулярной пленки на поверхность машин // Техника и оборудование для села. 2015. № 3. С. 26–28.
7. Карелина М. Ю., Гайдар С. М. Технология повышения износостойкости поверхностей трибосопряжений физико-химическим методом // Грузовик. 2015. № 3. С. 12−16.
8. Использование наноматериалов в качестве присадок к маслам для уменьшения трения в трибосопряжениях / С. М. Гайдар, В. Н. Свечников, А. Ю. Усманов, М. И. Иванов // Техника и оборудование для села. 2013. № 1. С. 35–37.
9. Гайдар С. М., Карелина М. Ю. Адсорбция фтор-ПАВ и ее влияние на смазку трибо- сопряжений в условиях граничного и гидродинамического трения: Тезисы докладов Пятой Международной конференции «От наноструктур, наноматериалов и нанотехнологий к нано- индустрии». 2015. С. 44−45.
10. Гайдар С. М., Быкова Е. В. Применение наномодификатора в качестве эмульгирующей добавки для органоразбавляемых лакокрасочных материалов // Техника и оборудование для села. 2016. № 4. С. 39–40.

References

1. Bouden F. P., Tejbor D. Trenie i smazka tverdyh tel [Friction and Lubrication of Solids] / Pod redakciej doktora tekhnicheskih nauk I. V. Kragel’skogo. M. : Mashinostroenie, 1968. 543 р.
2. Ahmatov A. S. Molekulyarnaya fizika granichnogo treniya [Molecular physics of boundary friction]. M. : Fizmatgiz, 1963. 472 р.
3. Gajdar S. M. Harakteristika i pokazateli nanomaterialov dlya snizheniya iznosa detalej sel’hozmashin [Characteristics and indicators of nanomaterials for wear reduction of agricultural machinery parts] // Mekhanizaciya i elektrifikaciya sel’skogo hozyajstva. 2009. № 12. рр. 20−22.
4. Gajdar S. M., Bykova E. V., Karelina M. Yu. Perspektivy ispol’zovaniya lakokrasochnyh materialov, modificirovannyh ftorsoderzhashchimi poverhnostnoaktivnymi veshchestvami, dlya zashchity sel’hoztekhniki [Prospects for the use of paint and varnish materials modified with fluorinated surfactants for the protection of agricultural machinery] // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2015.
№ 7. рр. 34–38.
5. Gajdar S. M. Etanolamidy karbonovyh kislot kak polifunkcional’nye ingibitory okisleniya uglevodorodov [Ethanolamides of carboxylic acids as polyfunctional inhibitors of hydrocarbon oxidation]
// Himiya i tekhnologiya topliv i masel. 2010. № 6 (562). рр. 16–20.
6. Gajdar S. M., Karelina M. Yu. Innovacionnoe tekhnicheskoe sredstvo dlya naneseniya zashchitnoj molekulyarnoj plenki na poverhnost’ mashin [Innovative technical means for applying a protective molecular film on the surface of machines] // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2015. № 3. рр. 26–28.
7. Karelina M. Yu., Gajdar S. M. Tekhnologiya povysheniya iznosostojkosti poverhnostej tribosopryazhenij fiziko-himicheskim metodom [Technology for increasing the wear resistance of tribocoupling surfaces by physical and chemical method (in Russian)] // Gruzovik. 2015. № 3. рр. 12−16.
8. Ispol’zovanie nanomaterialov v kachestve prisadok k maslam dlya umen’sheniya treniya v tribosopryazheniyah [Use of nanomaterials as additives to oils to reduce friction in tribocouplings] /
S. M. Gajdar, V. N. Svechnikov, A. Yu. Usmanov, M. I. Ivanov // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2013.
№ 1. рр. 35–37.
9. Gajdar S. M., Karelina M. Yu. Adsorbciya ftor-PAV i ee vliyanie na smazku tribosopryazhenij v usloviyah granichnogo i gidrodinamicheskogo treniya [Adsorption of fluoro-PAH and its influence on lubrication of tribo-conjugates under conditions of boundary and hydrodynamic friction]: Tezisy dokladov Pyatoj Mezhdunarodnoj konferencii «Ot nanostruktur, nanomaterialov i nanotekhnologij k nanoindustrii». 2015. рр. 44−45.
10. Gajdar S. M., Bykova E. V. Primenenie nanomodifikatora v kachestve emul’giruyushchej dobavki dlya organorazbavlyaemyh lakokrasochnyh materialov [Application of nanomodifier as an emulsifying additive for organosoluble paint and varnish materials] // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2016.
№ 4. рр. 39–40.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.01.2024, одобрена после рецензирования 26.01.2024, принята к публикации 30.01.2024 The article was submitted 15.01.2024, approved after reviewing 26.01.2024, accepted for publication 30.01.2024.

Для цитирования: Лапсарь О. М., Лагузин А. Б., Пикина А. М., Гайдар С. М. Прогнозирование фрикционно-износных характеристик трибосистем с использованием физического моделирования контактного взаимодействия подвижных сопряжений // Техника и технологии: теория и практика. 2024. № 1 (13). С. 7–18.

For Citation: Lapsar O. M., Laguzin A. B., Pikina A. B., Pikina A. M., Gaidar S. M. Prediction of friction and wear characteristics of tribosystems using physical modelling of contact interaction of moving mating // Technics and technologies: theory and practice. 2024. № 1 (13). рр. 7–18.


УДК 628.16.06+665.664
DOI 10.34286/2712-7419-2024-13-1-19-25

Дмитрий Игоревич Харламов, магистрант, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва
Научный руководитель
Виктор Михайлович Корнеев, кандидат технических наук, доцент, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва

Способы очистки деталей дизельных двигателей от нагароотложений

Аннотация. Ресурс и эксплуатационная надежность двигателей зависит от чистоты рабочих полостей их деталей, узлов и агрегатов. Качественная очистка двигателя от нагароотложений предотвращает преждевременное изнашивание деталей, увеличивает срок их безотказной работы, улучшает технические характеристики и эксплуатационные свойства машин, сокращает расходы на техническое обслуживание и ремонт машин. Среди различных методов очистки деталей двигателя от нагароотложений наиболее эффективным является метод безразборного удаления загрязнений при работе двигателя на водотопливной эмульсии.
Ключевые слова: дизельные двигатели, трудноудаляемые загрязнения, нагар, мощность, методы очистки, работоспособность.

Dmitry I. Kharlamov, Master’s Degree, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow
Scientific supervisor
Viktor M. Korneev, Ph. D. of Engineering Sciences, Associate Professor, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

Methods of cleaning diesel engine parts from carbon deposits

Abstract. Resource and operational reliability of engines depends on cleanliness of working cavities of their parts, units and assemblies. Qualitative engine cleaning from carbon deposits prevents premature wear of parts, increases their uptime, improves technical characteristics and operational properties of machines, reduces costs for maintenance and repair of machines. Among various methods of engine parts cleaning from carbon deposits the most effective is the method of indiscriminate removal of contaminants at engine operation on water-fuel emulsion.
Keywords: diesel engines, hard-to-remove contaminants, fouling, power cleaning methods, serviceability.

Библиографический список

1. Григорьев М. А., Бунаков Б. М., Долецкий В. А. Качество моторного масла и надежность двигателя. М. : Изд-во стандартов, 1981. 231 с.
2. Николаенко А. В., Картошкин А. П., Проскурин А. И. Количественные характеристики ухудшения работы тракторного дизеля при нагарообразовниях в цилиндрах // Двигателестроение. 1984. № 8. С. 45–49.
3. Николаенко А. В., Хватов В. Н. Повышение эффективности использования тракторных дизелей в сельском хозяйстве // Агропромиздат, Ленинградское отд. 1986. 189 с.
4. Катаев Ю. В., Корнеев В. М. Анализ способов удаления нагароотложений в системах двигателя // Сетевой научно-методический электронный агрожурнал МГАУ. 2011. № 15. [Электронный ресурс]. URL: http://agromagazine.msau.ru/index.php/issue-15/artikles-15/531-korneev. html.
5. Ткаченко Н. В. Анализ существующих методов и средств очистки двигателей от нагароотложений // Механика и машиностроение [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/analiz-suschestvuyuschih-metodov-i-sredstv-ochistki-dvigateley-ot-nagarootlozheniy.
6. Установка для безразборной очистки камеры сгорания дизельного двигателя паром / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, К. А. Краснящих, Ю. В. Катаев [Электронный ресурс]. URL: https:// poleznayamodel.ru/model/15/153176.html.
7. Габитов И. И., Грехов Л. В., Неговора А. В. Техническое обслуживание и диагностика топливной аппаратуры автотракторных дизелей. М. : Легион-Автодата, 2008. 248 с.
8. Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Влияние нагароотложений на работу двигателя // Сельский механизатор. 2011. № 1. С. 36−37.
9. Катаев Ю. В., Корнеев В. М. Актуальность очистки деталей двигателя от нагароотложений // Международный технико-экономический журнал. 2010. № 1. С. 63–65.


References

1. Grigor'ev M. A., Bunakov B. M., Doleckij V. A. Kachestvo motornogo masla i nadezhnost' dvigatelya [Quality of Engine Oil and Engine Reliability]. M. : Izd-vo standartov, 1981. 231 р.
2. Nikolaenko A. V., Kartoshkin A. P., Proskurin A. I. Kolichestvennye harakteristiki uhudsheniya raboty traktornogo dizelya pri nagaroobrazovniyah v cilindrah [Quantitative characteristics of tractor diesel engine performance deterioration at fouling in cylinders] // Dvigatelestroenie. 1984. № 8. рр. 45–49.
3. Nikolaenko A. V., Hvatov V. N. Povyshenie effektivnosti ispol'zovaniya traktornyh dizelej v sel'skom hozyajstve [Increasing the efficiency of tractor diesel engines in agriculture] // Agropromizdat, Leningradskoe otd., 1986. 189 р.
4. Kataev Yu. V., Korneev V. M. Analiz sposobov udaleniya nagarootlozhenij v sistemah dvigatelya [Analysis of methods of removing carbon deposits in the engine systems] // Setevoj nauchno- metodicheskij elektronnyj agrozhurnal MGAU. 2011. № 15. URL: http://agromagazine.msau.ru/ index.php/issue-15/artikles-15/531-korneev.html.
5. Tkachenko N. V. Analiz sushchestvuyushchih metodov i sredstv ochistki dvigatelej ot nagarootlozhenij [Analysis of existing methods and means of engine cleaning from carbon deposits] // Mekhanika i mashinostroenie. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-suschestvuyuschih-metodov-i-sredstv-ochistki-dvigateley-ot-nagarootlozheniy.
6. Ustanovka dlya bezrazbornoj ochistki kamery sgoraniya dizel'nogo dvigatelya parom [Installation for an indiscriminate cleaning of a diesel engine combustion chamber by steam] / A. S. Dorohov, V. M. Korneev, K. A. Krasnyashchih, Yu. V. Kataev. URL: https://poleznayamodel.ru/model/15/153176.html.
7. Gabitov I. I., Grekhov L. V., Negovora A. V. Tekhnicheskoe obsluzhivanie i diagnostika toplivnoj apparatury avtotraktornyh dizelej [Maintenance and diagnostics of the fuel equipment of the automobile- tractor diesel engines]. M. : Legion-Avtodata, 2008. 248 р.
8. Korneev V. M., Kataev Yu. V. Vliyanie nagarootlozhenij na rabotu dvigatelya [Influence of carbon deposits on engine operation] // Sel'skij mekhanizator. 2011. № 1. рр. 36−37.
9. Kataev Yu. V., Korneev V. M. Aktual'nost' ochistki detalej dvigatelya ot nagarootlozhenij [Actuality of the engine parts cleaning from carbon deposits] // Mezhdunarodnyj tekhniko-ekonomicheskij zhurnal. 2010. № 1. рр. 63–65.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.01.2024, одобрена после рецензирования 03.02.2024, принята к публикации 10.02.2024.
The article was submitted 13.01.2023, approved after reviewing 25.01.2024, accepted for publication 03.02.2024.

Для цитирования: Харламов Д. И., Корнеев В. М. Способы очистки деталей дизельных двигателей от нагароотложений // Техника и технологии: теория и практика. 2024. № 1 (13). С. 19–25.
For Citation: Kharlamov D. I., Korneev V. M. Methods of cleaning diesel engine parts from carbon deposits // Technics and technologies: theory and practice. 2024. № 1 (13). рр. 19–25.



УДК 62-233.133
DOI 10.34286/2712-7419-2024-13-1-26-33

Владимир Алексеевич Горликов, магистрант, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва
Научный руководитель
Виктор Михайлович Корнеев, кандидат технических наук, доцент, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва

Особенности восстановления распределительного вала двигателя семейства ЯМЗ

Аннотация. Восстановление деталей машин обеспечивает экономию металла, топлива, энергетических и трудовых ресурсов. Для восстановления работоспособности изношенных деталей требуется в 5–8 раз меньше технологических операций по сравнению с изготовлением новых деталей. Распределительный вал – это основная деталь газораспределительного механизма. В данной статье рассматриваются наиболее оптимальные способы восстановления кулачков распределительного вала. В основном изношенные распределительные валы в случае ремонта двигателей отбраковываются, так как капитальный ремонт двигателя говорит о предельном износе вала. В этом случае необходимо заменить распределительный вал новым, однако для сокращения издержек можно прибегнуть к замене на правильно восстановленную, с технологической точки зрения, деталь. В связи с этим одним из актуальных вопросов ремонтного производства на сегодняшний день является многократное использование изношенных деталей. Отсюда возникает необходимость в разработке рационального технологического процесса.
Ключевые слова: распределительный вал, дефект, опорная шейка, кулачок, способ восстановления, ресурс.

Dmitry I. Kharlamov, Master’s Degree, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow
Scientific supervisor
Viktor M. Korneev, Ph. D. of Engineering Sciences, Associate Professor, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

Features of restoration of the camshaft of the YaMZ family engine

Abstract. The restoration of machine parts provides savings in metal, fuel, energy and labor resources. To restore the operability of worn parts, 5-8 times fewer technological operations are required compared to the manufacture of new parts. The camshaft is the main part of the gas distribution mechanism. This article discusses the most optimal ways to restore camshaft cams. Basically, worn camshafts are discarded in case of engine repairs, since engine overhaul indicates extreme shaft wear. In this case, it is necessary to replace the camshaft with a new one, however, to reduce costs, you can resort to replacing it with a properly restored part from a technological point of view. In this regard, one of the urgent issues of repair production today is the repeated use of worn parts. Hence, there is a need to develop a rational technological process.
Keywords: camshaft, defect, support neck, cam, recovery method, resource.

Библиографический список


1. Денисов А. С., Асоян А. Р., Родионов Ю. В. Обеспечение работоспособности автомобильных двигателей совершенствованием восстановительных технологий. Пенза : ПГУАС, 2015. 218 с.
2. Кузьмин Н. А., Борисов Г. В. Научные основы процессов изменения технического со- стояния автомобилей. Н. Новгород : НГТУ, 2012. 270 с.
3. Кулаков А. Т., Денисов А. С., Макушин А. А. Особенности эксплуатации, обслуживания и ремонта силовых агрегатов грузовых автомобилей. Учебное пособие. М. : Инфра-Инженерия, 2013. 432 с.
4. Рогачев А. В., Сидорский С. С. Восстановление и повышение износостойкости деталей машин: Учебное пособие. Гомель : УО «БелГУТ», 2014. 343 с.
5. Оценка влияния температуры электроконтактной приварки порошкового слоя на его пористость / В. В. Булычев., Г. Р. Латыпова, Р. А. Латыпов, Н. Д. Бахмудкадиев // Современные материалы, техника и технологии. 2015. № 3 (3). С. 53−58.
6. Латыпов Р. А., Латыпова Г. Р., Дудин В. И. Особенности электроконтактной приварки порошка пр-нпч3 на детали из чугуна // Современные материалы, техника и технологии. 2015.
№ 2 (2). С. 97–101.
7. Получение порошков из отходов вольфрамсодержащих твердых сплавов и их применение в технологиях восстановления и упрочнения деталей / Р. А. Латыпов, П. И. Бурак, Е. В. Агеев, Г. Р. Латыпова / Труды Всероссийского научно-исследовательского института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ). Том 114. М. : ГОСНИТИ, 2014. С. 162–168.

References

1. Denisov A. S., Asoyan A. R., Rodionov Yu. V. Obespechenie rabotosposobnosti avtomobil'nyh dvigatelej sovershenstvovaniem vosstanovitel'nyh tekhnologij [Ensuring the serviceability of automotive engines by improving the remanufacturing technologies]. Penza: PGUAS, 2015. 218 p.
2. Kuz'min N. A., Borisov G. V. Nauchnye osnovy processov izmeneniya tekhnicheskogo sostoyaniya avtomobilej [Scientific bases of the processes of changing the technical condition of automobiles]. N. Novgorod : NGTU, 2012. 270 p.
3. Kulakov A. T., Denisov A. S., Makushin A. A. Osobennosti ekspluatacii, obsluzhivaniya i remonta silovyh agregatov gruzovyh avtomobilej [Features of operation, maintenance and repair of vehicles]. Uchebnoe posobie. M. : Infra-Inzheneriya, 2013. 432 p.
4. Rogachev A. V., Sidorskij S. S. Vosstanovlenie i povyshenie iznosostojkosti detalej mashin [Restoration and increase of wear resistance of machine parts]: Uchebnoe posobie. Gomel': UO «BelGUT», 2014. 343 p.
5. Ocenka vliyaniya temperatury elektrokontaktnoj privarki poroshkovogo sloya na ego poristost' [Evaluation of the influence of the temperature of electro-contact welding of powder layer on its porosity] / V. V. Bulychev., G. R. Latypova, R. A. Latypov, N. D. Bahmudkadiev // Sovremennye materialy, tekhnika i tekhnologii. 2015. № 3 (3). pp. 53−58.
6. Latypov R. A., Latypova G. R., Dudin V. I. Osobennosti elektrokontaktnoj privarki poroshka pr-npch3 na detali iz chuguna [Peculiarities of the electro-contact welding of the powder Pr-npch3 on the cast iron parts] // Sovremennye materialy, tekhnika i tekhnologii. 2015. № 2 (2). pp. 97–101.
7. Poluchenie poroshkov iz othodov vol'framsoderzhashchih tverdyh splavov i ih primenenie v tekhnologiyah vosstanovleniya i uprochneniya detalej [Obtaining powders from waste tungsten- containing hard alloys and their application in the technology of restoration and hardening of parts]
/ R. A. Latypov, P. I. Burak, E. V. Ageev, G. R. Latypova / Trudy Vserossijskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta remonta i ekspluatacii mashinno-traktornogo parka (GOSNITI). Tom 114. M. : GOSNITI, 2014. pp. 162–168.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.01.2024, одобрена после рецензирования 09.02.2024, принята к публикации 10.02.2024.
The article was submitted 30.01.2024, approved after reviewing 09.02.2024, accepted for publication 10.02.2024.

Для цитирования: Горликов В. А., Корнеев В. М. Особенности восстановления распределительного вала двигателя семейства ЯМЗ // Техника и технологии: теория и практика. 2024. № 1 (13). С. 26–33.
For Citation: Kharlamov D. I., Korneev V. M. Methods of cleaning diesel engine parts from carbon deposits // Technics and technologies: theory and practice. 2024. № 1 (13). рр. 26–33.



УДК 629.083+631.372
DOI 10.34286/2712-7419-2024-13-1-34-38

Рахман Джабраилович Джабраилов, магистрант, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва
Научный руководитель
Александр Васильевич Чепурин, кандидат технических наук, доцент, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва

Совершенствование системы технического сервиса тракторов сельскохозяйственного назначения

Аннотация. В статье рассмотрено совершенствование системы технического обслуживания сельскохозяйственной техники. Одной из задач является необходимость качественной перестройки системы технического обслуживания техники на основе совершенствования ее характеристик, определяемых организационными и технологическими факторами. В современном мире технический сервис играет ключевую роль в обеспечении эффективной работы тракторной техники в сельскохозяйственном секторе. Постоянный рост требований к производительности, надежности и экономичности тракторов делает совершенствование системы технического обслуживания и ремонта актуальным вопросом. Качество ремонтных работ и технического обслуживания являются ключевыми факторами, влияющими на эффективность и долговечность тракторной техники. Для повышения качества необходимо внедрять современные технологии, оборудование и материалы, а также обучать персонал. Обеспечение технического сервиса качественными запчастями и расходными материалами напрямую влияет на его эффективность. Для этого необходимо наладить тесное взаимодействие с производителями тракторной техники и запчастей, организовать систему контроля качества и логистики.
Ключевые слова: техническое обслуживание, ресурс, неисправность, периодичность обслуживания, инструментальное диагностирование.

Rahman D. Dzhabrailov, Student, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow Supervisor
Aleksandr V. Chepurin, Ph. D. of Engineering Sciences, Associate Professor, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

Improvement of the system of technical service of agricultural tractors

Abstract. The article considers the improvement of the system of agricultural machinery maintenance. One of the tasks is the necessity of qualitative restructuring of the system of technical service of machinery on the basis of improvement of its characteristics determined by organisational and technological factors. In the modern world, technical service plays a key role in ensuring the effective operation of tractor equipment in the agricultural sector. Constant growth of requirements to productivity, reliability and efficiency of tractors makes the improvement of maintenance and repair system an urgent issue. The quality of repairs and maintenance are key factors affecting the efficiency and durability of tractor equipment. To improve quality it is necessary to introduce modern technologies, equipment and materials, as well as to train personnel. Providing technical service with quality spare parts and consumables directly affects
its efficiency. For this purpose it is necessary to establish close cooperation with manufacturers of tractor equipment and spare parts, to organise a system of quality control and logistics.
Keywords: maintenance, resource, fault, frequency of maintenance, instrumental diagnostics.

Библиографический список

1. Дидманидзе О. Н., Корнеев В. М. Технический сервис в АПК. М. : «УМЦ «Триада», 2015. 110 с.
2. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Д. Г. Вялых и др. // Управление рисками в АПК. 2016. № 4. С. 46−57.
3. Корнеев В. М., Катаев Ю. В., Вялых Д. Г. Обеспечение работоспособности техники в гарантийный период эксплуатации // Сельский механизатор. 2017. № 4. С. 39–40.
4. Дорохов А. С., Корнеев В. М., Катаев Ю. В. Технический сервис в системе инженер- но-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2−5.
5. Система автоматизированного контроля управлением техническим состоянием машин и оборудования / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Т. А. Чеха // Сельский механиза- тор. 2016. № 9. С. 22−23.
6. Диагностика и техническое обслуживание машин / А. Д. Ананьин, В. М. Михлин, И. И. Габитов, А. В. Неговора, А. С. Иванов. М. : Академия, 2015. 416 с.
7. Методика обоснования структурных элементов обслуживания мобильного парка сель- скохозяйственных машин / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, М. С. Овчинникова // Труды ГОСНИТИ. 2017. Том 127. С. 41−46.
8. Малыха Е. Ф., Катаев Ю. В. Тенденции развития инженерно-технической системы агро- промышленного комплекса Российской Федерации // Наука без границ. 2017. № 7 (12). С. 21−25.
9. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. К вопросу технической оснащенности агропромышленного комплекса Российской Федерации сельскохозяйственной техникой // Труды VI Международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной году экологии в России
«Перспективы развития науки и образования в современных экологических условиях». Соленое Займище: ФГБНУ «ПНИИАЗ», 2017. С. 666−676.
10. Коротких Ю. С., Чутчева Ю. С. Современное состояние машинно-тракторного парка Российской Федерации: основные тенденции и перспективы развития // Международный технико-экономический журнал. 2016. № 6. С. 25−29.
11. Дорохов А. С., Катаев Ю. В., Скороходов Д. М. Теоретическое обоснование класси- фикации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 2. С. 49−54.

References

1. Didmanidze O. N., Korneev V. M. Tekhnicheskij servis v APK [Technical service in agro-industrial complex]. M. : «UMC «Triada», 2015. 110 р.
2. Tekhnicheskij servis kak osnovnaya sostavlyayushchaya inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as the main component of engineering and technical support of agro-industrial complex] / A. S. Dorohov, V. M. Korneev, Yu. V. Kataev, D. G. Vyalyh i dr. // Upravlenie riskami v APK. 2016. № 4. рр. 46−57.
3. Korneev V. M., Kataev Yu. V., Vyalyh D. G. Obespechenie rabotosposobnosti tekhniki v garantijnyj period ekspluatacii [Ensuring the serviceability of machinery in the warranty period of operation] // Sel'skij mekhanizator. 2017. № 4. рр. 39–40.
4. Dorohov A. S., Korneev V. M., Kataev Yu. V. Tekhnicheskij servis v sisteme inzhenerno- tekhnicheskogo obespecheniya APK [Technical service in the system of engineering and technical support of agro-industrial complex] // Sel'skij mekhanizator. 2016. № 8. рр. 2−5.
5. Sistema avtomatizirovannogo kontrolya upravleniem tekhnicheskim sostoyaniem mashin i oborudovaniya [System of automated control over the technical condition management of machines and equipment] / I. N. Kravchenko, V. M. Korneev, Yu. V. Kataev, T. A. Chekha // Sel'skij mekhanizator. 2016. № 9. рр. 22−23.
6. Diagnostika i tekhnicheskoe obsluzhivanie mashin [Diagnostics and maintenance of machines]
/ A. D. Anan'in, V. M. Mihlin, I. I. Gabitov, A. V. Negovora, A. S. Ivanov. M. : Akademiya, 2015. 416 р.
7. Metodika obosnovaniya strukturnyh elementov obsluzhivaniya mobil'nogo parka sel'skohozyajstvennyh mashin [Methodology of substantiation of structural elements of maintenance of the mobile fleet of agricultural machinery] / I. N. Kravchenko, V. M. Korneev, YU. V. Kataev, M. S. Ovchinnikova // Trudy GOSNITI. 2017. Tom 127. рр. 41−46.
8. Malyha E. F., Kataev Yu. V. Tendencii razvitiya inzhenerno-tekhnicheskoj sistemy agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii [Trends in the development of engineering and technical system of the agro-industrial complex of the Russian Federation] // Nauka bez granic. 2017.
№ 7 (12). рр. 21−25.
9. Kataev Yu. V., Malyha E. F. K voprosu tekhnicheskoj osnashchennosti agropromyshlennogo kompleksa Rossijskoj Federacii sel'skohozyajstvennoj tekhnikoj [To the issue of technical equipment of the agro-industrial complex of the Russian Federation with agricultural machinery] // Trudy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, posvyashchennoj godu ekologii v Rossii «Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya v sovremennyh ekologicheskih usloviyah». Solenoe Zajmishche: FGBNU «PNIIAZ», 2017. рр. 666−676.
10. Korotkih Yu. S., Chutcheva Yu. S. Sovremennoe sostoyanie mashinno-traktornogo parka Rossijskoj Federacii: osnovnye tendencii i perspektivy razvitiya [Modern state of the machine and tractor fleet of the Russian Federation: main trends and prospects of development] // Mezhdunarodnyj tekhniko-ekonomicheskij zhurnal. 2016. № 6. рр. 25−29.
11. Dorohov A. S., Kataev Yu. V., Skorohodov D. M. Teoreticheskoe obosnovanie klassifikacii vhodnogo kontrolya kachestva mashinostroitel'noj produkcii [Theoretical substantiation of classification of input quality control of machine-building products] // Mezhdunarodnyj tekhniko-ekonomicheskij zhurnal. 2015. № 2. рр. 49−54.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.12.2023, одобрена после рецензирования 14.01.2024, принята к публикации 20.01.2024.
The article was submitted 29.12.2023, approved after reviewing 14.01.2024, accepted for publication 20.01.2024.

Для цитирования: Джабраилов Р. Д., Чепурин А. В. Совершенствование системы технического сервиса тракторов сельскохозяйственного назначения // Техника и технологии: теория и практика. 2024. № 1 (13). С. 34–38.

For Citation: Dzhabrailov R. D., Chepurin A. V. Improvement of the system of technical service of agricultural tractors // Technics and technologies: theory and practice. 2024. № 1 (13). рр. 34–38.



УДК 629.083
DOI 10.34286/2712-7419-2024-13-1-39-43

Иван Сергеевич Якушев, студент, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва
Научный руководитель
Виктор Михайлович Корнеев, кандидат технических наук, доцент, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет − МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва

Организация технического сервиса автомобилей «КАМАЗ» на дилерских предприятиях

Аннотация. Современная концепция организации технического сервиса базируется на интересах сельских товаропроизводителей. В условиях конкуренции между производителями машин на рынке сбыта основополагающими факторами совершенствования и развития сервиса являются: качество изготовления машин, их эксплуатационная надежность и экономичность, перечень и объем оказываемых услуг. Анализ форм организации технического сервиса зарубежных стран показал, что наиболее эффективным направлением обеспечения работоспособности техники является использование дилерской системы. При этой форме организации технического сервиса изготовитель предоставляет право реализации и обслуживания машин на основе договора дилеру, отвечающему предъявляемым требованиям. Одной из дилерской форм организации технического сервиса является фирменный технический сервис. В данной статье изложены основные принципы организации фирменного сервиса на дилерских предприятиях, задачей которых является обеспечение высокой степени готовности автомобилей к выполнению функциональных задач.
Ключевые слова: дилер, дилерская сеть, грузовые автомобили, технический сервис, тех- ническое обслуживание.


Ivan S. Yakushev, Student
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow Supervisor
Victor M. Korneev, Ph. D. of Engineering Sciences, Associate Professor, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

Organization of technical service of «KAMAZ» vehicles at dealer enterprises

Abstract. The modern concept of technical service organization is based on the interests of rural producers. In the context of competition between machine manufacturers in the sales market, the fundamental factors for improving and developing the service are: the quality of machine manufacturing, their operational reliability and efficiency, the list and volume of services provided. An analysis of the forms of organization of technical services in foreign countries has shown that the most effective way to ensure the operability of equipment is to use a dealer system. In this form of technical service organization, the manufacturer grants the right to sell and maintain machines on the basis of a contract to a dealer who meets the requirements. One of the dealer's forms of technical service organization is branded technical service. This article outlines the basic principles of the organization of corporate service at dealer enterprises, whose task is to ensure a high degree of readiness of the car.
Keywords: dealer, dealer network, trucks, technical service, maintenance.

Библиографический список

1. Дилерская система технического сервиса: учебное пособие / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Б. А. Богачев [и др.]; Российский государственный аграрный университет − МСХА им. К. А. Тимирязева. М. : РГАУ−МСХА им. К. А. Тимирязева, 2020. 172 с.
2. Волгин В. В. Автомобильный дилер: практическое пособие по маркетингу и менеджменту сервиса и запасных частей. М. : Ось–89, 2014. 224 с.
3. Соловьев Р. Ю. Современная концепция обслуживания и ремонта машин // Техника в сельском хозяйстве. 2008. № 1. С. 12−15.
4. Программа стратегического развития ПАО «КАМАЗ» на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://kamaz.ru/about/development/strategy/strategy.
5. Требования ПАО «КАМАЗ» к потенциальным дилерам [Электронный ресурс]. URL http://www.kamaz.ru/purchase-and-services/become-dealer.
6. Программа «Trade-in» [Электронный ресурс]. URL: https://kamaz.ru/purchase-and- services/programma-trade-in/.
7. Лизинговая компания «КАМАЗ» [Электронный ресурс]. URL: https://kamazleasing.ru/ about.
8. Бордин Н. Ф. Лизинг как способ обновления ОПФ // Машиностроитель. 2014. № 1. С. 18–29.
9. Гарантийная поддержка ПАО «КАМАЗ» [Электронный ресурс]. URL: https://kamaz.ru/ purchase-and-services/services/garantiya/.
10. Акинин С. А., Нурмехамитов М. Н., Якунин В. Н. Сервисная книжка автомобилей КАМАЗ. Набережные Челны, 2010. 79 с.
11. Павлишин С. Г. Оптимизация режимов технического обслуживания автомобилей семейства КАМАЗ // Научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2014. Т 5, № 2. С. 109–119.

References

1. Dilerskaya sistema tekhnicheskogo servisa: uchebnoe posobie [Dealer system of technical service: textbook] / I. N. Kravchenko, V. M. Korneev, B. A. Bogachev [i dr.]; Rossijskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet − MSKHA im. K. A. Timiryazeva. M. : RGAU−MSKHA im. K. A. Timiryazeva, 2020. 172 р.
2. Volgin V. V. Avtomobil'nyj diler: prakticheskoe posobie po marketingu i menedzhmentu servisa i zapasnyh chastej [Automobile dealer: practical manual on marketing and management of service and spare parts.]. M. : Os'–89, 2014. 224 р.
3. Solov'ev R. YU. Sovremennaya koncepciya obsluzhivaniya i remonta mashin [Modern concept of maintenance and repair of machines] // Tekhnika v sel'skom hozyajstve. 2008. № 1. рр. 12−15.
4. Programma strategicheskogo razvitiya PAO «KAMAZ» na period do 2030 goda [Programme of strategic development of PJSC KAMAZ for the period up to 2030]. URL: https://kamaz.ru/about/ development/strategy/strategy.
5. Trebovaniya PAO «KAMAZ» k potencial'nym dileram [Requirements of PJSC KAMAZ to potential dealers]. URL http://www.kamaz.ru/purchase-and-services/become-dealer.
6. Programma «Trade-in» [Trade-in programme]. URL: https://kamaz.ru/purchase-and- services/programma-trade-in/.
7. Lizingovaya kompaniya «KAMAZ» [KAMAZ Leasing Company]. URL: https://kamazleasing.ru/ about.
8. Bordin N. F. Lizing kak sposob obnovleniya OPF [Leasing as a way to update the OPF] // Mashinostroitel'. 2014. № 1. рр. 18–29.
9. Garantijnaya podderzhka PAO «KAMAZ» [Guarantee support of PJSC KAMAZ]. URL: https:// kamaz.ru/purchase-and-services/services/garantiya/.
10. Akinin S. A., Nurmekhamitov M. N., Yakunin V. N. Servisnaya knizhka avtomobilej KAMAZ [Service book of KAMAZ vehicles]. Naberezhnye Chelny, 2010. 79 р.
11. Pavlishin S. G. Optimizaciya rezhimov tekhnicheskogo obsluzhivaniya avtomobilej semejstva KAMAZ [Optimisation of maintenance modes of KAMAZ family vehicles] // Nauchnoe izdanie
«Uchenye zametki TOGU». 2014. T 5, № 2. рр. 109–119.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.01.2024, одобрена после рецензирования 28.01.2024, принята к публикации 30.01.2024.
The article was submitted 17.01.2024, approved after reviewing 28.01.2024, accepted for publication 30.01.2024.

Для цитирования: Якушев И. С., Корнеев В. М. Организация технического сервиса автомобилей «КАМАЗ» на дилерских предприятиях // Техника и технологии: теория и практика. 2024. № 1 (13). С. 39–43.
For Citation: Yakushev I. S., Korneev V. M. Organisation of technical service of KAMAZ vehicles at dealer enterprises // Technics and technologies: theory and practice. 2024. № 1 (13). рр. 39–43.