СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ |
|
|
ПЕДАГОГИКА |
|
ФИЛОЛОГИЯ |
|
|
ПСИХОЛОГИЯ
DOI: 10.34286/2712-7400-2020-1-1-7-19
УДК 316.648.42
И. Л. ПОНОМАРЕНКО, кандидат психолог. наук, доцент
Л. Б. КАДЫШЕВА, кандидат психолог. наук, доцент
М. Р. КРАПИВНИК, студент
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт, Российская Федерация, г. Севастополь
ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ АССЕРТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. Ассертивность рассматривается как способность к мобилизации ресурсов саморегуляции с целью осуществления в оптимальные сроки планируемой деятельности в рамках коммуникативных ситуаций и профессиональных задач. Развитие ассертивности состоит в овладении навыками уверенного поведения в межличностных отношениях. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение ведущего типа мышления уверенных и не уверенных в себе студентов. Статистический анализ показал, что у не уверенных в себе студентов преобладает конкретно-ситуационный тип мышления. Выявленные когнитивные особенности позволяют при отборе методов коррекции подобрать соответствующие методы и технологии формирования позитивного самовосприятия и ассертивного поведения. Коррекционная программа опирается на принципы когнитивно-поведенческого подхода, правила ассертивного поведения усваиваются в визуальной форме, релевантной типу мышления. В статье приводятся общие положения и примеры отдельных упражнений программы коррекции неуверенности в себе с использованием графических методов: составление сравнительных таблиц, коллажей, ленты времени, ментальных карт, скетчинг. Разработанная и апробированная программа коррекции ассертивности с помощью методов активизации визуального мышления может быть расширена и применена как элемент адаптационного тренинга для студентов первых курсов.
Ключевые слова: ассертивность, развитие ассертивности, неуверенность в себе, тип мышления, графические методы, ассертивное поведение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Казанская Н. М. Феноменология и условия становления уверенности - неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте. М., 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/disers/KazanskayaNM/KFi-a-027.htm
2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М. : КогитоЦентр, 2002. 275 с.
3. Лебедева И. В. Развитие ассертивности и ассертивного поведения личности // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2010. № 5. С. 127-132.
Пономаренко Ирина Львовна,
кандидат психолог. наук, доцент кафедры «Психология»
Тел. 8-978-837-59-60
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Кадышева Людмила Борисовна,
кандидат психолог. наук, доцент кафедры «Психология»
Тел. 8-978-744-77-59
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Крапивник Мария Романовна,
студент 5 курса
Тел. 8-978-702-93-73
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Материал поступил в редакцию 10.02.20.
DOI: 10.34286/2712-7400-2020-1-1-20-34
УДК 159.9 316.648.42
В. С. СИВОЛОБОВ, старший преподаватель
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт, Российская Федерация, г. Севастополь
МАНИПУЛЯТИВНАЯ УСТАНОВКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация. В настоящее время существует необходимость обеспечения учебных заведений компетентными кадрами. Следовательно, знание особенностей психолого-педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик» необходимо будущим работникам образования. В данной статье манипулятивная установка рассматривается как часть манипулятивной парадигмы образования, когда учитель, педагог или воспитатель, преследуя профессиональные цели по обучению и воспитанию ребенка, стремится возбудить у него интересы, не совпадающие с его актуальными желаниями. Манипуляция оценивается как с положительной точки зрения, когда учитель с ее помощью формирует необходимое отношение к учению, к себе, к своему предмету, так и с отрицательной - когда, преследуя сиюминутные выгоды, учитель разрушает стремление ученика к познанию и учебе. Таким образом, явление манипуляции в профессиональной деятельности педагога тесно связано с понятием педагогического взаимодействия: стилем педагогического общения, коммуникативной компетентностью педагога, типом педагогического отношения к ученикам и профессиональной компетентностью. Проведенный эксперимент позволяет описать структуру и внутренние взаимосвязи «отрицательной» манипуляции и предложить пути профессионального самосовершенствования учителя. Статистический анализ показал, что большинство педагогов, участвовавших в исследовании, имеют манипулятивную установку, что может хорошо осознаваться и подвергаться рефлексии в процессе личностного развития и профессионального становления. Использование негативных инграмм как средства манипулирования почти не осознается педагогами. Учителя с увеличением стажа склонны к образованию индивидуального стиля профессиональной деятельности, выражающегося в использовании «стандартного» репертуара методов манипулятивного воздействия. В статье показано, что повышение уровня психологической грамотности учителя приводит к снижению частоты использования негативных способов манипуляции и, как следствие, повышению эффективности образовательного процесса.
Ключевые слова: манипуляция, манипулятивная установка, негативные инграммы, профессиональное становление учителя.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. М. : МИФИ, 2003. 388 с.
2. Доценко Е. Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2014. № 4. С. 46-54.
3. Городилова Е. Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: монография. Пермь : Пермский государственный университет, 2015. 124 с.
4. Шейнов В. П. Психология манипулирования. Тайное управление людьми. 2-е изд. Минск : Харвест, 2010. 464 с.
5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филинъ, 1996.
6. Знаков В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. 2000. Том 21. № 5. С. 16-22.
7. Кадышева Л. Б. Возрастная психология: учебное пособие. Севастополь : Рибэст, 2014. 224 с.
Сиволобов Владимир Сергеевич,
старший преподаватель кафедры «Психология»
Тел. 8-978-744-83-21
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Материал поступил в редакцию 15.02.20.
ПЕДАГОГИКА
DOI: 10.34286/2712-7400-2020-1-1-35-48
УДК 376.33
И. Е. САФАРОВА, старший преподаватель
Р. А. КАМАЛОВА, доцент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана» (национальный исследовательский университет), Российская Федерация, г. Москва
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РУССКОМУ И АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКАМ
Аннотация. Рассмотрена специфика обучения русскому и английскому языкам студентов-инвалидов с нарушением слуха на научно-технических текстах по инженерным специальностям. Отмечаются особенности зрительного восприятия студентами материала под руководством преподавателя. Даются методические рекомендации.
Ключевые слова: студенты-инвалиды с нарушением слуха, научнотехнический текст, лингводидактика, инклюзивное образование, зрительное восприятие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собрание сочинений. М. , 1983. Т. 5.
2. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС) / Под ред. В. Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. М. : Советская энциклопедия, 1990.
3. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи / В сб. «В защиту живого слова» (Сост. В. Я. Коровина). М. , 1966.
4. Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. М. , 1989.
5. Метт А. И., Никитина Н. А. Зрительное восприятие устной речи. М. : Медгиз, 1952. 150 с.
6. Камалова Р. А., Сафарова И. Е. Речемыслительная деятельность студентов с нарушенным слухом на занятиях по русскому и английскому языкам в техническом университете / Сб. материалов 3-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе», Москва, 11-12 декабря 2018 года.
7. Выгодский Л. С. Мышление и речь. М. : Смысл; ЭКСМО, 2005. 1136 с.
8. Выгодский Л. С. Дефект и сверхкомпенсация. Проблемы дефектологии. М. : Просвещение, 1995. С. 86-97.
9. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М. , 1975.
10. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. М. , 1974.
11. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М. : АПН РСФСР, 1958. 378 с.
12. Вайсбург М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск : Титул, 2001.
13. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М. , 1987.
14. Кобзева Т. А. Речевая культура инженера. М. , 2006.
15. Кузьмичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих. М. , 1983.
16. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. М. , 1974.
17. Иванченко А. И. Практическая методика обучения иностранным языкам. СПб. : Каро, 2016. 256 с.
Камалова Роза Ахметхадиевна,
доцент кафедры «Русский язык»
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Сафарова Ирина Егишевна,
старший преподаватель кафедры «Лингвистика-2»
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Материал поступил в редакцию 08.02.20.
ФИЛОЛОГИЯ
DOI: 10.34286/2712-7400-2020-1-1-49-61
УДК 376.33
Н. И. ГАБОВА, доцент
С. Х. ХВАН, старший преподаватель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана» (национальный исследовательский университет), Российская Федерация, г. Москва
РИТМИКО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЗЫ И. Э. БАБЕЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «КОНАРМИЯ»)
Аннотация. Статья посвящена исследованию ритма художественной прозы. При этом используются методы, предложенные С. Д. Балухатым и В. М. Жирмунским. определяющие ритм прозаической речи путем нахождения в ней различных грамматико-синтаксических, лексических, звуковых повторов. В прозе, где отсутствуют первичные метрические закономерности, которые характеризуют речь стихотворную, на первый план выступают вторичные признаки. Цель работы - выявление ритмико-синтаксической структуры прозы И. Э. Бабеля и определение характера ритмико-синтаксической организации различных типов повествования в художественной речи писателя. Выделяются три типа повествования: субъективно-авторское, объективно-авторское и сказ. Каждый из перечисленных типов повествования располагает своим индивидуальным набором ритмообразующих синтаксических средств. Особое внимание уделяется субъективно-авторскому повествованию, которое ориентировано не столько на предмет, сколько на передачу точки зрения персонажа. Отмечается, что орнаментальность в большей степени присуща субъективно-авторскому повествованию, так как ассоциативные связи писателя нарушают пропорции объективного видения мира. Рассматриваются две формы субъективизации авторского повествования. Первый вид субъективизации организуют все те проявления авторского «я», когда автор выступает как лицо, активно ведущее нить повествования. Автор, не будучи участником действия, все же может выходить из анонимности и применять личную перспективу повествования. Сущность второй формы субъективизации заключается в сближении точки зрения рассказчика с точкой зрения персонажа.
Ключевые слова: речевой ритм, типы повествования. ритмико-синтаксическая структура.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иванова-Лукьянова Г. Н. Ритм прозы от Карамзина до Чехова: монография / под ред. доктора филологических. наук, проф. Г. Н. ИвановойЛукьяновой. М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. 336 с.
2. Бойчук Е. И. Внутреннее строение ритмических единиц французского прозаического текста // Верхневолжский филологический вестник. 2018 (3). С. 155-164.
3. Балухатый С. Д. Некоторые ритмико-синтаксические категории русской речи // Известия Самарского государственного университета. 1922. Выпуск 3. С. 14-25.
4. Жирмунский В. М. О ритмической прозе // Русская литература. 1966. № 4. С. 103-114.
5. Бабель И. Э. Избранное. М. , 1966.
6. Габова Н. И., Хван С. Х. Ритм и синтаксис художественной прозы (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») // Гуманитарный вестник (МГТУ им. Н. Э. Баумана): электронный журнал. 2013. № 2. С. 1-13.
7. Кожевникова Н. А. Из наблюдений над неклассической («орнаментальной») прозой // Известия АН СССР. Сер. Литература и язык. 1976. Т. 35. № 1. С. 55-66.
Габова Наталья Ивановна,
доцент кафедры «Русский язык»
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Хван Светлана Харитоновна,
старший преподаватель кафедры «Русский язык»
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Материал поступил в редакцию 15.02.20.
DOI: 10.34286/2712-7400-2020-1-1-62-78
УДК 82-311.2: 372.882
М. Б. БРЮХНОВА, магистрант
А. В. КУЛАГИН, доктор фил. наук, доцент
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет, Российская Федерация, г. Коломна
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ
Аннотация. Данный роман изучается в девятом классе, когда дети уже могут задумываться о поставленных проблемах, размышлять о неоднозначных поступках и рассуждать о таком загадочном, непредсказуемом и интересном персонаже, как Печорин. Безусловно, изучая произведение «Герой нашего времени», нужно затрагивать все аспекты жизни главного героя, общества, которое его окружает, и все уголки души Печорина, потому что именно там находится ключ к пониманию такой незаурядной личности и всего романа в целом. Представлена система уроков по произведению «Герой нашего времени» с точки зрения более полного охвата необходимых для понимания романа тем. Разработаны методические рекомендации к изучению романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с учетом принадлежности произведения к жанру философско-психологического романа.
Ключевые слова: роман «Герой нашего времени», философско-психологический роман, методические рекомендации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Программы по литературе 5-11 классы (базовый уровень) / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина. М. : Просвещение, 2014.
2. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. Княгиня Лиговская. М. : Дрофа, 2012. 253 с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азбуковник, 2001. 944 с.
Брюхнова Мария Борисовна,
магистрант
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Кулагин Анатолий Валентинович,
доктор фил. наук, доцент
Материал поступил в редакцию 11.02.20.