Выпуск №2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Теория и методика физического воспитания, 

спортивной тренировки, оздоровительной

 и адаптивной физической культуры



Овчинников Ю. Д., Якунина В. А.

Проблема сформированности принципа сохранения здоровья 

в жизни современного человека………………………………………………………

7

Овчинников Ю. Д., Букреева Н. О.

Влияние биомеханики двигательного акта на скорость гонщика 

в дисциплине BMX-RACING………………………………………………………….

18

Теория и методика 

профессионального образования

 

Турсунова Ш. Т.

Механизмы контроля качества образовательного процесса в вузе 

(на примере ХПИТТУ имени академика М. С. Осими)………………………………

27

Педагогическая психология

 

Сиволобов В. С.

Особенности школьной тревожности 

у неуспешных учащихся младших классов…………………………………………..

38

Журналистика

 

Сиволобова М. В.

Использование речевой агрессии в СМИ с целью манипулирования 

массовым сознанием……………………………………...............................................

52











СONTENT

 

Theory and methods of physical education,

sports training, health and adaptive physical culture

 

Ovchinnikov Y. D., Yakunina V. A.

The problem of formation of the principle of preserving health in the life 

of a modern person……………………………………………………………………….

7

Ovchinnikov Y. D., Bukreeva N. O.

Impact biomechanics of motor activity on the speed of the rider in the discipline 

of BMX-RACING………………………………..……………………………………...

18

Theory and methodology

professional education

 

Tursunova Sh. T.

The quality control mechanisms of the educational process in universities 

(for example, CHETTU named after academician M. S. Osimi)…………………..……

27

Educational psychology

 

Sivolobov V. S.

Features of school anxiety in unsuccessful primary school students……………………..

38

Journalism

 

Sivolobova M. V.

Use of speech aggression in the media for the purpose of manipulation

of mass consciousness……………………………………...............................................

52

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, 

СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ 

И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

THEORY AND METHODS OF PHYSICAL EDUCATION,

SPORTS TRAINING, HEALTH AND ADAPTIVE 

PHYSICAL CULTURE

 

DOI: 10.34286/2712-7400-2020-2-2-7-17 УДК 796.035

 

Материал поступил в редакцию 15.01.20.

 

Ю. Д. ОВЧИННИКОВ, канд. техн. наук, доцент

В. А. ЯКУНИНА, магистрант

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего 

образования «Кубанский государственный университет физической культуры, 

спорта и туризма, Российская Федерация, г. Краснодар

 

YURI D. OVCHINNIKOV, Ph. D. of Engineering Sciences, Associate Professor

VALENTINA A. YAKUNINA, Master’s degree

Kuban State University of Education, Sport and Tourism, Russian Federation, Krasnodar

 

ПРОБЛЕМА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРИНЦИПА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

 

THE PROBLEM OF FORMATION OF THE PRINCIPLE 

OF PRESERVING HEALTH IN THE LIFE OF A MODERN PERSON

 

Аннотация. Современный человек живет в быстром темпе, и такой образ жизни сказывается на его здоровье. Возникает практическая необходимость выработать принципы сохранения здоровья. Цель научного исследования – с помощью проведения критериального анализа выделить основные факторы, способствующие принципу сохранения здоровья при проявлении профессиональных амбиций в рабочей среде (офисного типа). Проведен теоретико-функциональный анализ информационных и научных источников в результате, которого были выделены критерии, влияющие на формирование принципов, сохранения здоровья человека.

Ключевые слова: принцип сохранения здоровья, здоровьесберегающее образование, здоровьесберегающее образование, эргономическая биомеханика, профессиональные амбиции, мотивация, информированность.

 

Abstract. Modern people live at a fast pace, and this lifestyle affects their health. There is a practical need to develop principles for preserving health. The purpose of the research is to identify the main factors that contribute to the principle of preserving health when displaying professional ambitions in the working environment (office type). A theoretical and functional analysis of information and scientific sources was carried out as a result of which the criteria that affect the formation of principles for the preservation of human health were identified.

Keywords: principle of health preservation, health-saving education, health-saving education, ergonomic biomechanics, professional ambitions, motivation, awareness.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Донцов В. И., Крутько В. Н. Здоровьесбережение как современное направление профилактической медицины (обзор) // Вестник восстановительной медицины. 2016. № 1 (71). С. 2−9.
  2. Медведев А. В. Принципы медицинской помощи: правовые аспекты // Право и практика. 2017. № 2. С. 55−61.
  3. Мишон Е. В., Иванова И. Г. Общественное здоровье населения как стратегический ресурс развития региона // ФЭС: Финансы. Экономика. 2010. № 11. С. 28−31.
  4. Давыдок А. М. Гигиенические принципы охраны здоровья учащихся // Профессиональное образование. 2013. № 4 (14). С. 32−36.
  5. Чедов К. В. Факторы, обуславливающие формирование культуры здоровья личности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 1 (167). С. 327−331.
  6. Медведев А. В. Отдельные принципы охраны здоровья населения // Современная научная мысль. 2017. № 2. С. 252−258.
  7. Борсяков Ю. И., Никишин С. В., Сотникова М. А. Здоровье духа и тела как основополагающий принцип восточной и западной философии // Культура физическая и здоровье. 2018. № 4 (68). С. 132−135.
  8. Дементьев С. А. Критерии информационного здоровья современного социума // Национальное здоровье. 2015. № 3-4. С. 207−215.
  9. Крутько В. Н., Донцов В. И., Молодченков А. И., Потемкина Н. С., Смирнов И. В. Интернет-технология для персонализированной поддержки здоровьесбережения // Вестник восстановительной медицины. 2017. № 1 (77). С. 90−95.
  10. Шингаев С. М. Основные положения психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров // Научное мнение. 2013. № 10. С. 281−285. 
  11. Галиев М. К., Нотфуллин И. Х., Семенов С. А. Принципы ориентации учащихся школ, ссузов и вузов на саморазвитие культуры здоровья // Образование и саморазвитие. 2013. № 1 (35). С. 3−8.
  12. Гриценко В. И., Вовк М. И., Кифоренко С. И., Котова А. Б. Здоровье – профилактика: принципы и постулаты // Кибернетика и вычислительная техника. 2013. № 2 (172). С. 9−20.
  13. Королева Ю. А. Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 1.     С. 5−15.
  14. Антоненков Ю. Е., Чесноков П. Е. Здоровье молодых людей как принцип управления лечебно-профилактическим процессом подготовки к службе в армии // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012. Т. 11. № 4. С. 1021−1025.
  15. Борзых А. А., Виноградова О. Л., Тарасова О. С. Диафрагма: связь регуляции кровоснабжения с особенностями сократительной функции // Вестник Московского университета. Серия 16: Биология. 2020. Т. 75. № 2. С. 55−64. 
  16. Алексеенков А. Е. Гигиенические, экологические и психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни // Наука−2020. 2018. № 4 (20). С. 33−37.
  17. Даниленко О. И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 52−59.
  18. Сыркин Л. Д., Шакула А. В., Юдин В. Е. Основные принципы оценки и восстановления ресурсов психического здоровья // Вестник восстановительной медицины. 2011. № 1 (41). С. 24−27.
  19. Henderson D. F., Quick T. L., Quick Ja. C. Век стресса: теории стресса и «превентивное управление стрессом» в глобальном контексте // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 3. С. 10−25. 
  20. Пищик В. И. Психология мобильности человека: объяснительные схемы // Интеллектуальные ресурсы − региональному развитию. 2015. № 2. С. 5−14.

 

REFERENCES

 

  1. Doncov V. I., Krut'ko V. N. Zdorov'esberezhenie kak sovremennoe napravlenie profilakticheskoj mediciny (obzor) [Zdorovesberezhenie as a modern direction of preventive medicine (review)] // Vestnik vosstanovitel'noj mediciny. 2016. № 1 (71). pp. 2−9.
  2. Medvedev A. V. Principy medicinskoj pomoshchi: pravovye aspekty [Principles of medical care: legal aspects] // Pravo i praktika. 2017. № 2. pp. 55−61.
  3. Mishon E. V., Ivanova I. G. Obshchestvennoe zdorov'e naseleniya kak strategicheskij resurs razvitiya regiona [Public health of the population as a strategic resource for the development of the region] // FES: Finansy. Ekonomika. 2010. № 11. pp. 28−31.
  4. Davydok A. M. Gigienicheskie principy ohrany zdorov'ya ucha-shchihsya [Hygienic principles of health protection of students] // Professional'noe obrazovanie. 2013. № 4 (14). pp. 32−36.
  5. Chedov K. V. Faktory, obuslavlivayushchie formirovanie kul'tury zdorov'ya lichnosti [Factors influencing the formation of culture of health of personality] // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. 2019. № 1 (167). pp. 327−331.
  6. Medvedev A. V. Otdel'nye principy ohrany zdorov'ya naseleniya [Individual principles of public health protection] // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2017. № 2. pp. 252−258.
  7. Borsyakov Yu. I., Nikishin S. V., Sotnikova M. A. Zdorov'e duha i tela kak osnovopolagayushchij princip vostochnoj i zapadnoj filosofii [Health of the mind and body as a fundamental principle of Eastern and Western philosophy] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2018. № 4 (68). pp. 132−135.
  8. Dement'ev S. A. Kriterii informacionnogo zdorov'ya sovremennogo sociuma [Criteria of information health of modern society] // Nacional'noe zdorov'e. 2015. № 3-4. pp. 207−215.
  9. Krut'ko V. N., Doncov V. I., Molodchenkov A. I., Potemkina N. S., Smirnov I. V. Internet-tekhnologiya dlya personalizirovannoj podderzhki zdorov'esberezheniya [Internet technology for personalized health care support] // Vestnik vosstanovitel'noj mediciny. 2017. № 1 (77). pp. 90−95.
  10. Shingaev S. M. Osnovnye polozheniya psihologicheskogo obespe-cheniya professional'nogo zdorov'ya menedzherov [Basic provisions of psychological provision of professional health of managers] // Nauchnoe mnenie. 2013. № 10. pp. 281−285. 
  11. Galiev M. K., Notfullin I. H., Semenov S. A. Principy orientacii uchashchihsya shkol, ssuzov i vuzov na samorazvitie kul'tury zdorov'ya [Principles of orientation of students of schools, colleges and universities on self-development of health culture] // Obrazovanie i samorazvitie. 2013. № 1 (35). pp. 3−8.
  12. Gricenko V. I., Vovk M. I., Kiforenko S. I., Kotova A. B. Zdorov'e – profilaktika: principy i postulaty [Health – prevention: principles and postulates] // Kibernetika i vychislitel'naya tekhnika. 2013. № 2 (172). pp. 9−20.
  13. Koroleva Yu. A. Fleksibil'nost' kak resurs zhiznesposobnosti sovremennoj lichnosti [Flexibility as a resource for the viability of a modern personality] // Social'naya psihologiya i obshchestvo. 2014. T. 5. № 1. pp. 5−15.
  14. Antonenkov Yu. E., Chesnokov P. E. Zdorov'e molodyh lyudej kak princip upravleniya lechebno-profilakticheskim processom podgotovki k sluzhbe v armii [Health of young people as a principle of management of medical and preventive process of preparation for service in the army] // Sistemnyj analiz i upravlenie v biomedicinskih si-stemah. 2012. T. 11. № 4. pp. 1021−1025.
  15. Borzyh A. A., Vinogradova O. L., Tarasova O. S. Diafragma: svyaz' regulyacii krovosnabzheniya s osobennostyami sokratitel'noj funkcii [Diaphragm: connection of blood supply regulation with features of contractile function] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 16: Biologiya. 2020. T. 75. № 2. pp. 55−64. 
  16. Alekseenkov A. E. Gigienicheskie, ekologicheskie i psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni [Hygienic, ecological and psychological-pedagogical bases of forming a healthy lifestyle] // Nauka−2020. 2018. № 4 (20). pp. 33−37.
  17. Danilenko O. I. Dushevnoe zdorov'e kak dinamicheskaya harakteristika individual'nosti [Mental health as a dynamic characteristic of individuality] // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2011. № 2. pp. 52−59.
  18. Syrkin L. D., Shakula A. V., Yudin V. E. Osnovnye principy ocenki i vosstanovleniya resursov psihicheskogo zdorov'ya [Basic principles of assessment and recovery of mental health resources] // Vestnik vosstanovitel'noj mediciny. 2011. № 1 (41). pp. 24−27.
  19. Henderson D. F., Quick T. L., Quick Ja. C. Vek stressa: teorii stressa i ″preventivnoe upravlenie stressom″ v global'nom kontekste [The age of stress: stress theories and "preventive stress management" in a global context] // Organizacionnaya psihologiya. 2015. T. 5. № 3. pp. 10−25.
  20. Pishchik V. I. Psihologiya mobil'nosti cheloveka: ob"yasnitel'nye skhemy [Psychology of human mobility: explanatory schemes] // Intellektual'nye resursy − regional'nomu razvitiyu. 2015. № 2. pp. 5−14.

 

Овчинников Юрий Дмитриевич, канд. техн. наук, доцент кафедры «Биохимия, биомеханика и естественнонаучные дисциплины»

Тел. 8-961-850-99-87

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Якунина Валентина Андреевна, магистрант

DOI: 10.34286/2712-7400-2020-2-2-18-26               УДК 796.7

 

Материал поступил в редакцию 25.01.20.

 

Ю. Д. ОВЧИННИКОВ, канд. техн. наук, доцент

Н. О. БУКРЕЕВА, студентка

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего 

образования «Кубанский государственный университет физической культуры, 

спорта и туризма, Российская Федерация, г. Краснодар

 

YURI D. OVCHINNIKOV, Ph. D. of Engineering Sciences, Associate Professor

NATALIA O. BUKREEVA, student

Kuban State University of Education, Sport and Tourism, Russian Federation, Krasnodar

 

ВЛИЯНИЕ БИОМЕХАНИКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА 

НА СКОРОСТЬ ГОНЩИКА В ДИСЦИПЛИНЕ BMX-RACING

 

IMPACT BIOMECHANICS OF MOTOR ACTIVITY ON THE SPEED 

OF THE RIDER IN THE DISCIPLINE OF BMX RACING

 

Аннотация. Рассматривается в аспекте теоретической механики влияние двигательного акта «велопампинг» на увеличение дистанционной скорости велосипедиста, которая возрастает за счет явления параметрического резонанса, возникающего в ходе преодоления препятствий в виде double, расположенных на трассах ВМХ-racing, в отсутствии педалирования. В том числе выделен объект, который характеризует совокупность двигательных актов, выполняемых в определенном алгоритме в виде подседания и выпрямления, способствующих сохранению или увеличению начальной скорости велосипедистов на трассах с рельефом в виде выпуклых и вогнутых поверхностей. Пампинг используется при различных виражах в горизонтальной плоскости для изменения траектории всей биотехнической системы. В данном случае дисциплина велоспорта ВМХ-racing не является исключением и, развиваясь, поэтапно проходит все стадии ее развития от интуитивных до вполне осмысленных, теоретически обоснованных и ювелирно выверенных отдельных движений и целостных двигательных актов, позволяющих гораздо успешней решать спортивные задачи. 

Ключевые слова: теоретическая физика, техника велоспорта, велоспорт, ВМХ-racing, велопампинг, параметрический резонанс, педалирование.

 

Abstract. In the article, the authors consider in the aspect of theoretical mechanics the influence of the motor act "velopumping" on the increase in the distance speed of a cyclist, which increases due to the phenomenon of parametric resonance that occurs during overcoming obstacles in the form of wheels located on BMX - racing tracks, in the absence of pedaling. In particular, an object is highlighted that characterizes the set of motor acts performed in a certain algorithm in the form of squats and straightening, which contribute to maintaining or increasing the initial speed of cyclists on routes with relief in the form of convex and concave surfaces. Pumping is used for various turns in the horizontal plane to change the trajectory of the entire biotechnical system. In this case, the discipline of Cycling BMX-racing is no exception and, developing, gradually passes all stages of its development from intuitive to fully meaningful, theoretically justified and carefully verified individual movements and integral motor acts that allow much more successfully solve sports problems.

Keywords: theoretical physics, cycling technique, cycling, BMX-racing, bike jumping, parametric resonance, pedaling.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Ковылин М. М., Столяров В. И., Недоцук Ю. И. Классификация велосипедов в теории велосипедного спорта // Теория и практика физической культуры: тренер: журнал в журнале. 2013. № 6. С. 80−82. 
  2. Ковылин М. М., Столяров В. И., Недоцук Ю. И., Казаков А. Ю., Залиханова А. А., Кондратьев И. С. Понятие «Велопампинг» в теории и методике велосипедного спорта // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 100−102.
  3. Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Курс теоретической физики // Механика. М. : Наука, 1973. С. 103−109. 
  4. Лопес Б., Макормак Ли Мастерство езды на маунтинбайке / пер. с англ. Павла Миронова; под ред. Ивана Смирнова. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2011. 
  5. Магнус К. Колебания: введение в исследование колебательных систем. М. : Мир, 1982. 304 с. 
  6. Недоцук Ю. И., Лаптев А. И., Левушкин С. П. Влияние «велопампинга» на дистанционную скорость гонщика в экстремальной дисциплине велосипедного спорта BMX-RACING // Экстремальная деятельность человека. 2016. № 4 (41). С. 3−7.
  7. Паршин Д. А., Зегря Г. Г. Колебания: Конспект лекций по общему курсу физики / Петербургский институт ядерной физики имени Б. П. Константинова РАН, 1999. 420 с. 
  8. Стеблецов Е. А., Касаев В. Р., Каратеев Ю. Л. Биомеханические критерии качества выполнения двигательного действия // Культура физическая и здоровье. 2017. № 2 (62). С. 73−75.

 

REFERENCES

 

  1. Kovylin M. M., Stolyarov V. I., Nedocuk Yu. I. Klassifikaciya velosipedov v teorii velosipednogo sporta [Classification of bicycles in the theory of Cycling] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury: trener: zhurnal v zhurnale. 2013. № 6. pp. 80−82. 
  2. Kovylin M. M., Stolyarov V. I., Nedocuk Yu. I., Kazakov A. Yu., Zalihanova A. A., Kondrat'ev I. S. Ponyatie ″Velopamping″ v teorii i metodike velosipednogo sporta [The Concept of "Bicycle Jumping" in the theory and methodology of Cycling] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2016. № 5. pp. 100−102.
  3. Landau L. D., Lifshic E. M. Kurs teoreticheskoj fiziki [Course of theoretical physics] // Mekhanika. M. : Nauka, 1973. pp. 103−109. 
  4. Lopes B., Makormak Li Masterstvo ezdy na mauntinbajke [Skill of riding a mountain bike] / per. s angl. Pavla Mironova; pod red. Ivana Smirnova. M. : Mann, Ivanov i Ferber, 2011. 
  5. Magnus K. Kolebaniya: vvedenie v issledovanie kolebatel'nyh system [Vibrations: introduction to the study of vibrational systems]. M. : Mir, 1982. 304 p. 
  6. Nedocuk Yu. I., Laptev A. I., Levushkin S. P. Vliyanie "velo-pampinga" na distancionnuyu skorost' gonshchika v ekstremal'noj discipline velosipednogo sporta BMX-RACING [The influence of "Cycling-pumping" on the distance speed of a rider in extreme Cycling discipline BMX-RACING] // Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka. 2016. № 4 (41). pp. 3−7.
  7. Parshin D. A., Zegrya G. G. Kolebaniya: Konspekt lekcij po obshche-mu kursu fiziki [Fluctuations: Summary of lectures on the General course of physics] / Peterburgskij institut yadernoj fiziki imeni B. P. Konstantinova RAN, 1999. 420 p. 
  8. Steblecov E. A., Kasaev V. R., Karateev Yu. L. Biomekhanicheskie kriterii kachestva vypolneniya dvigatel'nogo dejstviya [Biomechanical criteria for the quality of motor performance] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2017. № 2 (62). pp. 73−75.

 

Овчинников Юрий Дмитриевич, канд. техн. наук, доцент, кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин»

Тел. 8-961-850-99-87

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Букреева Наталья Олеговна, студентка факультета cпорта, 

профиль «Велоспорт», кандидат в мастера спорта

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

THEORY AND METHODOLOGY 

PROFESSIONAL EDUCATION

 

DOI: 10.34286/2712-7400-2020-2-2-27-37           УДК 378.147.004.12

 

Материал поступил в редакцию 17.01.20.

 

Ш. Т. ТУРСУНОВА, преподаватель

Худжандский политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М. С. Осими, Республика Таджикистан, г. Худжанд

 

SHOIRAKHON T. TURSUNOVA, Teacher

Khujand Polytechnic Institute of Tajik Technical University 

named after academician M. S. Osimi, Republic of Tajikistan, Khujand

 

МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ (на примере ХПИТТУ имени академика М. С. ОСИМИ)

 

THE QUALITY CONTROL MECHANISMS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN UNIVERSITIES (FOR EXAMPLE, CHETTU NAMED AFTER ACADEMICIAN M. S. OSIMI)

 

Аннотация. Вопрос оценки качества образования и его повышения стал главной проблемой государственной политики в системе образования Республики Таджикистан. Рассмотрены внутренние механизмы оценки качества образовательных процессов высших учебных заведений на примере опыта внедрения и функционирования системы контроля качества Худжандского политехнического института Таджикского технического университета имени академика М. С. Осими. Приведены внутривузовские направления обеспечения качества образования, а также указана цель контроля качества образовательного процесса. Каждая из областей образовательной деятельности института, результаты которых проверяются и оцениваются отделом управления качеством и стратегического планирования, приведены и описаны методы оценки учебного процесса. Выявлены недостатки внутреннего механизма контроля качества образовательного процесса и даны предложения по устранению недостатков. 

Ключевые слова: высшее учебное заведение, образовательный процесс, качество образования, контроль, внутренние механизмы, управление качеством.

 

Abstract. The issue of assessing the quality of education and improving it has become the main problem of state policy in the education system of the Republic of Tajikistan. The article considers the internal mechanisms for assessing the quality of educational processes in higher education institutions on the example of the experience of implementing and functioning of the quality control system of the Khujand Polytechnic Institute of the Tajik technical University named after academician M. S. Osimi. Intra-University directions of ensuring the quality of education are given, as well as the purpose of quality control of the educational process is indicated. Each of the areas of educational activity of the Institute, the results of which are checked and evaluated by the Department of quality management and strategic planning, provides and describes methods for evaluating the educational process. The shortcomings of the internal mechanism for quality control of the educational process are identified and suggestions are made to eliminate the shortcomings.

Keywords: higher education institution, educational process, quality of education, control, internal mechanisms, quality management.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб. : СПбГЭТУ, 2006. 408 с.
  2. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Аккредитация в образовании. Йошкар-Ола, 2008. 58 с.
  3. Акрамова З. Б., Турсунова Ш. Т. Механизм организации качества образования в ХПИТТУ имени М. С. Осими / Материалы республиканской научно-практической конференции. Худжанд : Мехвари дониш, 2019. С. 31−36.

 

REFERENCES

 

  1. Metodicheskie rekomendacii po vnedreniyu tipovoj modeli sistemy kachestva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Methodological recommendations for the implementation of a standard model of the quality system of an educational institution]. SPb. : SPbGETU, 2006. 408 p.
  2. Standarty i rekomendacii dlya garantii kachestva vysshego obra-zovaniya v evropejskom prostranstve. Akkreditaciya v obrazovanii [Standards and recommendations for quality assurance of higher education in the European area. Accreditation in education]. Joshkar-Ola, 2008. 58 p.
  3. Akramova Z. B., Tursunova Sh. T. Mekhanizm organizacii kachestva obrazovaniya v HPITTU imeni M. S. Osimi [Mechanism of organization of quality of education in M. S. Osimi KHPITTU] / Materialy respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Hudzhand : Mekhvari donish, 2019. pp. 31−36.

 

Турсунова Шоирахон Турсунбоевна, преподаватель

Тел. +992926005753

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

 

DOI: 10.34286/2712-7400-2020-2-2-38-52         УДК 37.015.3

 

Материал поступил в редакцию 22.01.20.

 

В. С. СИВОЛОБОВ, старший преподаватель 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», 

Российская Федерация, г. Севастополь

 

VLADIMIR S. SIVOLOBOV, Senior Lecturer

Sevastopol State University, Russian Federation, Sevastopol

 

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 

У НЕУСПЕШНЫХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

 

FEATURES OF SCHOOL ANXIETY IN UNSUCCESSFUL 

PRIMARY SCHOOL STUDENTS

 

Аннотация. В настоящее время в связи с интенсификаций школьного образования остро встает проблема школьной неуспешности как многофакторного психологического и социального феномена, мешающего нормальному развитию ученика. В данной статье школьная тревожность, как один из факторов школьной неуспешности, рассматривается в качестве преобладающего психологического состояния ученика в процессе обучения и основы формирования жизненной установки неуспешности. Проведенный эксперимент описывает основные формы проявления тревожности у неуспевающих учеников начальной школы, что в дальнейшем позволит разработать эффективную индивидуальную программу для преодоления этого состояния. В результате исследования установлено: у неуспевающих школьников преобладающими формами проявления школьной тревожности являются страхи самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих; наиболее выражен у них страх проверки знаний; в качестве основного индикатора необходимо использовать именно одновременное проявление указанных страхов на фоне повышенной общей тревожности; проведение несистематических коррекционных мероприятий не приводит к изменению структуры проявлений школьной тревожности. В конце статьи приведен перечень поведенческих признаков у учеников для первичной диагностики школьной неуспешности или предпосылок к ней, который можно использовать учителям без участия школьного психолога.

Ключевые слова: школьная неуспешность, школьная неуспеваемость, школьная тревожность, повышенная общая тревожность, коррекционные мероприятия, диагностика школьной неуспешности.

 

Abstract. Currently, because of the intensification of school education, the problem of school failure as a multifactorial psychological and social phenomenon that impedes the normal development of the student is acute. In this article, school anxiety, as one of the factors of school failure, is considered as the prevailing psychological state of the student in the learning process and the basis for the formation of the life attitude of failure. The experiment describes the main forms of manifestation of anxiety in under-performing primary school students, which will subsequently allow the development of an effective individual program to overcome this condition. As a result of the study, it was established: among unsuccessful schoolchildren, the prevailing forms of manifestation of school anxiety are fears of self-expression and discrepancy with the expectations of others; their fear of knowledge testing is most pronounced; as the main indicator, it is necessary to use precisely the simultaneous manifestation of these fears against the background of increased general anxiety; carrying out unsystematic corrective measures does not lead to a change in the structure of manifestations of school anxiety; to overcome fears in the existing system of control for students to learn the teaching material, systematic corrective measures are required for “unsuccessful” students. At the end of the article is a list of behavioral signs in pupils for the primary diagnosis of school failure or the prerequisites for it, which can be used by teachers without the participation of a school psychologist.

Keywords: school failure, poor grades, school anxiety, increased general anxiety, corrective measures, diagnosis of school failure.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Забрамная С. А., Костенкова Ю. В. Неуспеваемость как она есть // Школьный психолог. 2014. № 45. С. 27−30.
  2. Арестова О. Н., Глухарева А. В. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1996. № 1. С. 12–22.
  3. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб. : Речь, 2004. 248 с. (Мет. Филипса) («Школа зверей»)
  4. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учебно-методическое пособие. М. : Фолиум, 1999. 30 с.
  5. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М. : Сфера, 2015. 464 с.

 

REFERENCES

 

  1. Zabramnaya S. A., Kostenkova Yu. V. Neuspevaemost' kak ona est' [Failure as it is] // Shkol'nyj psiholog. 2014. № 45. pp. 27−30.
  2. Arestova O. N., Gluhareva A. V. Individual'nye osobennosti povedeniya v situacii hronicheskogo neuspekha pri rabote s komp'yuterom [Individual characteristics of behavior in a situation of chronic failure when working with a computer] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 1996. № 1. pp. 12–22.
  3. Miklyaeva A. V., Rumyanceva P. V. Shkol'naya trevozhnost': dia-gnostika, profilaktika, korrekciya [School anxiety: diagnostics, prevention, correction]. SPb. : Rech', 2004. 248 p. (Met. Filipsa) (″Shkola zverej″)
  4. Luskanova N. G. Metody issledovaniya detej s trudnostyami v obuchenii [Methods of research of children with learning difficulties]: uchebno-metodicheskoe posobie. M. : Folium, 1999. 30 p.
  5. Kulagina I. Yu., Kolyuckij V. N. Vozrastnaya psihologiya: Polnyj zhiznennyj cikl razvitiya cheloveka [Age psychology: the Complete life cycle of human development]. M. : Sfera, 2015. 464 p.

 

Сиволобов Владимир Сергеевич, старший преподаватель 

кафедры «Психология» 

Тел. 8-978-744-83-21

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ЖУРНАЛИСТИКА

 

JOURNALISM

 

DOI: 10.34286/2712-7400-2020-2-2-53-69 УДК159.96:323.23

 

Материал поступил в редакцию 10.03.20.

 

М. В. СИВОЛОБОВА

ООО ФЭМ «Промтекс-ориент», Российская Федерация, Москва

 

MAYA V. SIVOLOBOVA 

OOO FEM ″Promtex-Orient″, Russian Federation, Moscow

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В СМИ 

С ЦЕЛЬЮ МАНИПУЛИРОВАНИЯ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ

 

USE OF SPEECH AGGRESSION IN THE MEDIA 

FOR THE PURPOSE OF MANIPULATION OF MASS CONSCIOUSNESS

 

Аннотация. Последние десятилетия характеризуются изменениями норм отбора, подачи и оценки информации в средствах массовой информации, из-за чего жаргонизмы и агрессия становятся частью языковой личности. В статье проанализировано понятие речевой агрессии с точки зрения лингвистики, психологии и массовых коммуникаций. Также описаны результаты проведенного контент-анализа программы «Вести в 20.00» и социального опроса, позволившие определить наиболее и наименее эффективные приемы речевой агрессии. Анализ новостных программ выявил большое количество приемов манипуляции в целом и речевой агрессии в частности, что зачастую приводит к падению уровня доверия к СМИ. Социальный опрос показал, что большое количество приемов речевой агрессии вызывает недоверие, а в отдельных случаях даже неприязнь как к массмедиа в целом, так и к отдельным журналистам. Результаты исследования, представленные в настоящей статье, позволяют оптимизировать использование приемов речевой агрессии в СМИ, что может повысить уровень доверия к журналистской информации.

Ключевые слова: речевая агрессия, манипуляция, общественное сознание, средства массовой информации.

 

Abstract. The last decades have been characterized by changes in the norms of selection, presentation and evaluation of information in the media, due to which jargon and aggression become part of the linguistic personality. This article analyzes the concept of speech aggression from the point of view of linguistics, psychology and mass communications. It also describes the results of the content analysis of the program "Vesti at 20.00" and a social survey, which made it possible to determine the most and least effective methods of speech aggression. Analysis of news programs revealed many manipulation techniques in general and speech aggression, which often leads to a drop in the level of trust in the media. The social survey showed that many methods of speech aggression arouses mistrust, and in some cases even hostility, both to the mass media in general and to individual journalists. The results of the research described in this article make it possible to optimize the use of speech aggression techniques in the media, which can increase the level of trust in journalistic information. 

Keywords: speech aggression, manipulation, public consciousness, mass media.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Названы самые агрессивные российские сайты / Лента.ру [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2019/03/21/issledovanie/. 
  2. Sandy Hultgren. I Hate Verbal Aggression! Dec 15, 1998.
  3. Леонтьев А. А. Психолингвистические особенности языка СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.
  4. Кондрашева Е. В., Тинина А. О. Новая лексика языка интернета: способы образования, причины появления. Эпоха науки. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-leksika-yazyka-interneta-sposoby-obrazovaniya-prichiny-poyavleniya.
  5. Стаффорд Т. Все плохо: почему негативных новостей больше? // BBC news. Украина [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/ukrainian/vert_fut_russian/2015/12/151218_ru_s_vert_fut_why_is_all_news_bad/
  6. Солганик Г. Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики: Сб. статей / Сост. Г. Я. Солганик. М. : Флинта; Наука, 2005.
  7. Ениколопов С. Н. Средства массовой информации и насилие: Материалы секции «Медиапсихология» Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития». М. : Изд-во Моск. ун-та; РИП-холдинг, 2002. С. 87103.
  8. Шаховский В. П. Новые контекстуальные понятия российских СМИ // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Второй международной научной конференции, г. Волгоград, 24–26 апр. 2007 г.: в 2-х т. Т. 1. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007.
  9. Козлова T. B. Лексические инновации современного русского языка СМИ в национально-культурном контексте // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы. М., 2004.

 

REFERENCES

 

  1. Nazvany samye agressivnye rossijskie sajty / Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2019/03/21/issledovanie/. 
  2. Sandy Hultgren. I Hate Verbal Aggression! Dec 15, 1998.
  3. Leont'ev A. A. Psiholingvisticheskie osobennosti yazyka SMI [Psycholinguistic features of the media language] // Yazyk SMI kak ob"ekt mezhdisciplinarnogo issledovaniya. M., 2003.
  4. Kondrasheva E. V., Tinina A. O. Novaya leksika yazyka interneta: sposoby obrazovaniya, prichiny poyavleniya. Epoha nauki. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-leksika-yazyka-interneta-sposoby-obrazovaniya-prichiny-poyavleniya.
  5. Stafford T. Vse ploho: pochemu negativnyh novostej bol'she? [Everything is bad: why is there more negative news?] // BBC news. Ukraina. URL: https://www.bbc.com/ukrainian/vert_fut_russian/2015/12/151218_ru_s_vert_fut_

why_is_all_news_bad/.

  1. Solganik G. Ya. O strukture i vazhnejshih parametrah publicisticheskoj rechi (yazyka SMI) [On the structure and most important parameters of publicistic speech (the language of mass media)] // Yazyk sovremennoj publicistiki: Sb. statej / Sost. G. YA. Solganik. M. : Flinta; Nauka, 2005.
  2. Enikolopov S. N. Sredstva massovoj informacii i nasilie [Mass media and violence]: Materialy sekcii ″Mediapsihologiya″ Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ″Zhurnalistika v 2000 godu: Realii i prognozy razvitiya″. M. : Izd-vo Mosk. un-ta; RIP-holding, 2002. pp. 87–103.
  3. Shahovskij V. P. Novye kontekstual'nye ponyatiya rossijskih SMI [New contextual concepts of Russian media] // Russkaya slovesnost' v kontekste sovremennyh integracionnyh processov: Materialy Vtoroj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, g. Volgograd, 24–26 apr. 2007 g.: v 2-h t. T. 1. Volgograd : Izd-vo VolGU, 2007.
  4. Kozlova T. B. Leksicheskie innovacii sovremennogo russkogo yazyka SMI v nacional'no-kul'turnom kontekste [Lexical innovations of the modern Russian language of mass media in the national-cultural context] // Russkij yazyk: istoricheskie sud'by i sovremennost': II Mezhdunarodnyj kongress issledovatelej russkogo yazyka: Trudy i materialy. M., 2004.

 

Сиволобова Майя Владимировна 

Тел. 8-981-188-84-35

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.