Выпуск №1

СОДЕРЖАНИЕ



ПЕДАГОГИКА

Кольовска Е. Г., Нгуен Тхи Ньи

О национально ориентированном подходе к обучению 

будущих гидов-экскурсоводов.............................................................................................

7

Экрем Бояджи 

Организация работы с текстом «Масленица» на продвинутом этапе 

изучения русского языка в турецкоязычной аудитории……………………………...

17

Ланцева Е. А., Яковлева Е. А., Дюстер Е. А.

Изучение атрибутивных отношений на занятиях русского языка в вузе…………..

25

Журавлева Н. С.

Разработка каталога частотной лексики по специальности 

«Поршневые двигатели» в целях преподавания русского языка

иностранным студентам технических вузов России…………………………………

33

ИСТОРИЯ

Соколов Ю. В., Пичужкин Н. А.

Неудачи 1941 года – результат внезапности 

или стратегический просчет Сталина…………………………………………………

38

Пичужкин Н. А.

Сельская экономика Александра Энгельгардта:

К 150-летию «12 писем из деревни»…................................................................................

44

Бровченко М. И.

Новое в серии «Польско-сибирская библиотека»: Е. Небельский

«Весна и осень здесь короткие». Польские священники-ссыльные 1863 года

в сибирской Тунке».................................................................................................................

54



CONTENS



PEDAGOGY

Kolovska E. G., Nguyen Thi Nhi

About the national-oriented approach to training of future tour guides......................

7

Ekrem Boyaci

Organization of work with the text "Maslenitsa" at the advanced stage 

of learning Russian in the Turkish-speaking audience...............................................

17

Lanceva E. A., Yakovleva E. A., Dyuster E. A.

Studying attributive relationships in russian language classes 

at higher education institutions……………………………………………………

25

Zhuravleva N. S.

Development of a catalog of frequency vocabulary in the specialty 

"Piston engines" for the purpose of teaching russian to foreign students 

of technical universities of Russia…………………………………………………

33

HISTORY

Sokolov Y. V., Pichuzhkin N. A.

The failures of 1941 − the result of surprise or Stalin's strategic mistake…………..

38

Pichuzhkin N. A.

Alexander Engelhardt Rural Economics:

On the 150th anniversary of "12 Letters from the Countryside"................................

44

Brovchenko M. I.

New in the Polish-Siberian Library series: 

E. Nebelski "Spring and autumn are short here". Polish priest-collectives 

of 1863 in siberian Tunka"..............................................................................................

51

 

ПЕДАГОГИКА

 

PEDAGOGY

 

УДК 372.881.161.1

DOI 10.34286/2712-7400-2022-3-1-7-16

 

Елена Георгиевна Кольовска, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания,

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Нгуен Тхи Ньи, бакалавр, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Московский государственный областной университет, Россия, г. Москва

 

О национально ориентированном подходе к обучению 

будущих гидов-экскурсоводов

 

Аннотация. В статье рассматриваются и уточняются понятия национально ориентированного подхода и лингвострановедческого аспекта обучения русскому языку как иностранному применительно к конкретному контингенту учащихся. Частным случаем подготовки специалистов в сфере международного туризма является обучение гидов, чья будущая профессиональная деятельность предполагает экскурсионное сопровождение прибывших в их родную страну русскоязычных туристов. Такие студенты-инофоны должны овладеть, наряду с общеупотребительной лексикой русского языка, специальным словарем, обеспечивающим им возможность выполнения профессиональных обязанностей. Этот словарь авторы обозначают как лингвострановедческий минимум. В статье описываются выделенные авторами компоненты такого минимума для вьетнамских студентов, готовящихся к работе с туристами из России, а также приводятся примеры лексико-грамматических упражнений и речевых заданий для его освоения.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, русский язык в специальных целях, сфера международного туризма, лингвострановедение, лексический минимум, задания и упражнения.

 

Elena G. Kolovska, Ph. D. of Pedagogic Sciences, Associate Professor 

at the Department of Russian as a foreign language and its teaching methodology

Nguyen Thi Nhi, Bachelor

Moscow Region State University, Russian Federation, Moscow

 

About the national-oriented approach to training of future tour guides

 

Abstract. The article discusses and clarifies the concepts of a nationally oriented approach and the linguistic and regional aspect of teaching Russian as a foreign language in relation to a specific contingent of students. A special case of training specialists in the field of international tourism is the training of guides, whose future professional activity involves excursion support for Russian-speaking tourists who have arrived in their home country. Such foreign-speaking students should master, along with the common vocabulary of the Russian language, a special dictionary that provides them with the opportunity to perform their professional duties. The authors designate this dictionary as a linguistic and cultural minimum. The article describes the components of such a minimum selected by the authors for Vietnamese students preparing to work with tourists from Russia and also provides examples of lexical and grammatical exercises and speech tasks for mastering it. 

Keywords: Russian as a foreign language, Russian for special purposes, international tourism sector, lexical minimum, tasks and exercises.

 

Библиографический список

 

  1.  Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М. : Русский язык, 1990. 272 с.
  2.  Фомина Т. Г. Язык и национальная культура. Лингвострановедение: Учебное пособие. Казань: КФУ, 2011. 131 с.
  3.  Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М. : Русский язык, 1990. 246 с.
  4.  Томахин Г. Д. Понятие лингвострановедения. Его лингвистические и лингводидактические основы // Иностранные языки в школе. 1980. № 3. С. 77–81.
  5.  Томахин Г. Д. Реалии в культуре и в языке // Иностранные языки в школе. 1981. № 1. С. 64–69.
  6.  Брагина А. А. Лексика языка и культура страны: Изучение лексики в лингвострановедческом аспекте. М. : Русский язык, 1986. 151 с.
  7.  Прохоров Ю. Е. Лингвострановедение. Культуроведение. Страноведение. Теория и практика обучения русскому языку как иностранному. М. : ИРЯП, 1995. 93 с.
  8.  Оберемко О. Г. Лингвострановедение: иноязычная культура через иностранный язык: Учебное пособие. Н. Новгород : НГЛУ, 2018. 90 с.
  9.  Лингвострановедческий словарь «Россия» [Электронный ресурс]. URL: https://ls.pushkininstitute.ru/lsslovar/index.php?title.
  10.  Ельцова Е. Н. Лингвокультурный потенциал текстов туристической сферы (к вопросу о преподавании русского языка как иностранного в профессиональных целях) // Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка иностранцами. Актуальные проблемы изучения и преподавания РКИ в вузе. Материалы III Международной научно-практической конференции. Тверь, 1718 октября 2014 г. Тверь : ТГУ, 2014. С. 147157.
  11.  Кольовска Е. Г., Нахабина М. М., Степаненко В. А. Русский язык как официальный в Киргизской Республике: актуальные лингводидактические задачи // Русское слово в многоязычном мире: Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. Нурсултан, Казахстан, 29 апреля 3 мая 2019 г. СПб. : МАПРЯЛ, 2019. С. 788793.
  12.  Быкова О. П. Обучение русскому языку как иностранному в иноязычной среде. М. : Русский язык. Курсы, 2014. 200 с.

 

References

 

  1. Mitrofanova O. D., Kostomarov V. G. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Methodology of teaching Russian as a foreign language]. M. : Russkii yazyk, 1990. 272 р.
  2. Fomina T. G. Yazyk i natsional'naya kul'tura. Lingvostranovedenie [Language and national culture. Linguocountry studies]: Uchebnoe posobie. Kazan' : KFU, 2011. 131 p.
  3. Vereshchagin E. M., Kostomarov V. G. Yazyk i kul'tura. Lingvostranovedenie v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo [Language and culture. Linguocountry studies in teaching Russian as a foreign language]. M. : Russkii yazyk, 1990. 246 p.
  4. Tomakhin G. D. Ponyatie lingvostranovedeniya. Ego lingvisticheskie i lingvodidakticheskie osnovy [The concept of linguocountry studies. Its linguistic and linguodidactic bases] // Inostrannye yazyki v shkole. 1980. № 3. pp. 77–81.
  5. Tomakhin G. D. Realii v kul'ture i v yazyke [Realities in culture and in language] // Inostrannye yazyki v shkole. 1981. № 1. pp. 64–69.
  6. Bragina A. A. Leksika yazyka i kul'tura strany: Izuchenie leksiki v lingvostranovedcheskom aspekte [Lexicon of language and culture of the country: The study of vocabulary in the ling-country aspect]. M. : Russkii yazyk, 1986. 151 p.
  7. Prokhorov Yu. E. Lingvostranovedenie. Kul'turovedenie. Stranovedenie. Teoriya i praktika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Linguocountry Studies. Cultural studies. Country Studies. Theory and practice of teaching Russian as a foreign language]. M. : IRYAP, 1995. 93 p.
  8. Oberemko O. G. Lingvostranovedenie: inoyazychnaya kul'tura cherez inostrannyi yazyk [Linguocountry Studies: Foreign Language Culture through Foreign Language]: Uchebnoe posobie. N. Novgorod: NGLU, 2018. 90 p.
  9. Lingvostranovedcheskii slovar' «Rossiya» [Linguocountry Dictionary "Russia"]. URL: https://ls.pushkininstitute.ru/ lsslovar /index.php?title
  10. El'tsova E. N. Lingvokul'turnyi potentsial tekstov turisticheskoi sfery (k voprosu o prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo v professional'nykh tselyakh) [Linguocultural potential of the texts of tourist sphere (to the question of teaching Russian as a foreign language for professional purposes)] // Vzaimodeistvie yazykov i kul'tur pri izuchenii russkogo yazyka inostrantsami. Aktual'nye problemy izucheniya i prepodavaniya RKI v vuze: Materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tver', 17–18 oktyabrya 2014 g. Tver' : TGU, 2014. pp. 147–157.
  11. Kolovska E. G., Nakhabina M. M., Stepanenko V. A. Russkii yazyk kak ofitsial'nyi v Kirgizskoi Respublike: aktual'nye lingvodidakticheskie zadachi [Russian as an official language in the Kyrgyz Republic: topical linguodidactic tasks] // Russkoe slovo v mnogoyazychnom mire: Materialy XIV Kongressa MAPRYAL. Nursultan, Kazakhstan, 29 aprelya – 3 maya 2019 g. SPb. : MAPRYAL, 2019. pp. 788–793.
  12. Bykova O. P. Obuchenie russkomu yazyku kak inostrannomu v inoyazychnoi srede [Teaching Russian as a foreign language in a foreign language environment]. M. : Russkii yazyk. Kursy, 2014. 200 p.

 

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

 

Статья поступила в редакцию 14.12.2021; одобрена после рецензирования 28.12.2021; принята к публикации 20.01.2022.

The article was submitted 14.12.2021; approved after reviewing 28.12.2021; accepted for publication 20.01.2022.

 

©Кольовска Е. Г., Нгуен Тхи Ньи, 2022.

Вопросы образования в обществе. 2022. Т. 3. № 1. С. 7–16.

УДК 372.881.161.1

DOI 10.34286/2712-7400-2022-3-1-17-24

 

Экрем Бояджи, магистрант, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, Россия, г. Москва

 

Организация работы с текстом «Масленица» на продвинутом этапе 

изучения русского языка в турецкоязычной аудитории

 

Аннотация. Методологической основой написания данной статьи является лингвострановедческий подход в преподавании русского языка как иностранного в турецкой аудитории. Исследование программ по русскому языку, предлагаемых в настоящее время турецкими университетами, показало, что большая часть из них направляет усилия студентов на изучение системы русского языка, минуя такой важный аспект, как погружение в культуру русского общества. В связи с данным обстоятельством особую актуальность приобретают современные материалы для изучения русского языка, которые позволяют изучать язык с параллельным погружением в культурную среду русскоязычного коллектива. Цель данной статьи заключается в представлении методической разработки занятия, предполагающего детальную языковую и культурологическую работу с текстом по теме «Масленица». Представляемые в статье учебные материалы ориентированы на турецких студентов продвинутого этапа обучения русскому языку. 

Ключевые слова: русский язык в Турции; обучение чтению; русский язык как иностранный, культурная среда, культурологическая работа.

 

Ekrem Boyaci, master student, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Pushkin State Russian Language Institute, Russia, Moscow

 

Organization of work with the text "Maslenitsa" at the advanced stage 

of learning Russian in the Turkish-speaking audience

 

Abstract. The methodological basis for writing this article is a linguo-cultural approach to teaching Russian as a foreign language in a Turkish audience. Russian Russian language programs currently offered by Turkish universities have shown that most of them direct students' efforts to study the Russian language system, bypassing such an important aspect as immersion in the culture of Russian society. In connection with this circumstance, modern materials for learning the Russian language, which allow you to study the language with parallel immersion in the cultural environment of the Russian-speaking collective, are becoming particularly relevant. The purpose of this article is to present the methodological development of the lesson, which involves detailed linguistic and communicative work with the text on the topic "Maslenitsa". The educational materials presented in the article are aimed at Turkish students of the advanced stage of teaching Russian.

Keywords: Russian in Turkey; learning to read; Russian as a foreign language, cultural environment, culturological work.

 

Библиографический список

 

  1. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М. : Индрик, 2005. 1040 с.
  2. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 8-е издание. М. : ФЛИНТА, 2011. 296 с.
  3. Ильина О. А. Транслингвизм и национально ориентированное обучение в методике преподавания русского языка как неродного // Международная научно-практическая интернет-конференция "Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного": Сборник материалов, Москва, 27 ноября – 01 декабря 2017 года / Под общ. ред. Н. В. Кулибиной. М. : Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2018. С. 463–467.
  4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М. : Русский язык. Курсы, 2019. 496 с.
  5. Ильина О. А. Поле интересов учащихся как составляющая часть национально ориентированного обучения русскому языку в Республике Таджикистан // Международный научный журнал. 2019. № 2. С. 85–91. DOI 10.34286/1995-4638-2019-65-2-85-91. 
  6. Краснокутская Н. В. Реализация принципа учета родного языка в учебниках русского языка для иностранцев // Русистика. 2020. Т. 18. № 3. С. 342–358.
  7. Спутник. Русский язык как иностранный. Элементарный уровень / Пиневич Е. В., Соляник О. Е., Панина Л. В., Скорикова Т. П., Золотарева М. Н., Степанова Е. А., Бурак М. Л., Орлов Е. А., Ионова Н. А., Давыдова Э. В., Курбатова С. А. Москва, 2019.
  8. Золотарева М. Н. Разработка учебного пособия для чтения как комплексное решение проблемы изучения языка специальности иностранными студентами технического вуза // Международный научный журнал. 2022. № 3. С. 82–90.
  9. Курбатова С. А., Бурак М. Л. Особенности обучения чтению иностранных учащихся в многонациональной группе неязыкового вуза // Международный научный журнал. 2016. № 4. С. 87.

 

References

 

  1. Vereshchagin E. M., Kostomarov V. G. Yazyk i kul'tura [Language and culture]. M. : Indrik, 2005. 1040 p.
  2. Kapica F. S. Slavyanskie tradicionnye verovaniya, prazdniki i ritualy [Slavic traditional beliefs, holidays and rituals]: Spravochnik. 8-e izdanie. M. : FLINTA, 2011. 296 p.
  3. Il'ina O. A. Translingvizm i nacional'no orientirovannoe obuchenie v metodike prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo [Translinguism and nationally-oriented teaching in the methodology of teaching Russian as a foreign language] // Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya internet-konferenciya "Aktual'nye voprosy opisaniya i prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo/nerodnogo": Sbornik materialov, Moskva, 27 noyabrya – 01 dekabrya 2017 goda / Pod obshch. red. N. V. Kulibinoj. M. : Gosudarstvennyj institut russkogo yazyka im. A.S. Pushkina, 2018. pp. 463–467.
  4. Azimov E. G., Shchukin A. N. Sovremennyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij. Teoriya i praktika obucheniya yazykam [Modern Dictionary of Methodological Terms and Concepts. Theory and Practice of Teaching Languages.]. M. : Russkij yazyk. Kursy, 2019. 496 p.
  5. Il'ina O. A. Pole interesov uchashchihsya kak sostavlyayushchaya chast' naci-onal'no orientirovannogo obucheniya russkomu yazyku v Respublike Tadzhikistan [The field of interest of students as a constituent part of the nationally oriented teaching of the Russian language in the Republic of Tajikistan] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2019. № 2. pp. 85–91. DOI 10.34286/1995-4638-2019-65-2-85-91. 
  6. Krasnokutskaya N. V. Realizaciya principa ucheta rodnogo yazyka v uchebnikah russkogo yazyka dlya inostrancev [The implementation of the principle of taking into account the native language in the textbooks of the Russian language for foreigners] // Rusistika. 2020. T. 18. № 3. pp. 342–358.
  7. Sputnik. Russkij yazyk kak inostrannyj. Elementarnyj uroven' [Sputnik. Russian as a foreign language. Elementary level] / Pinevich E. V., Solyanik O. E., Panina L. V., Skorikova T. P., Zolotareva M. N., Stepanova E. A., Burak M. L., Orlov E. A., Ionova N. A., Davydova E. V., Kurbatova S. A. Moskva, 2019.
  8. Zolotareva M. N. Razrabotka uchebnogo posobiya dlya chteniya kak kompleksnoe reshenie problemy izucheniya yazyka special'nosti inostrannymi studentami tekhnicheskogo vuza [Development of a textbook for reading as a comprehensive solution to the problem of learning the language of specialty by foreign students of a technical university] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2022. № 3. pp. 82–90.
  9. Kurbatova S. A., Burak M. L. Osobennosti obucheniya chteniyu inostrannyh uchashchihsya v mnogonacional'noj gruppe neyazykovogo vuza [Features of teaching reading to foreign students in a multinational group of a non-language university] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2016. № 4. pp. 87–92.



Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

 

Статья поступила в редакцию 28.12.2021; одобрена после рецензирования 10.01.2022; принята к публикации 20.01.2022.

 

The article was submitted 28.12.2021; approved after reviewing 10.01.2022; accepted for publication 20.01.2022.

 

©Экрем Бояджи, 2022

Вопросы образования в обществе. 2022. Т. 3. № 1. С. 17–24.

УДК 372.881.161.1

DOI 10.34286/2712-7400-2022-3-1-25-32

 

Елена Анатольевна Ланцева, доцент

Елена Анатольевна Яковлева, канд. пед. наук, доцент

Елена Александровна Дюстер, канд. филол. наук, доцент

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Россия, г. Москва

 

Изучение атрибутивных отношений на занятиях русского языка в вузе

 

Аннотация. Рассмотрена одна из самых распространенных ошибок в письменной и устной речи узбеков, изучающих русский язык – неверное согласование определения с определяемым словом. Указаны причины, одной из которых, по мнению авторов, является отсутствие морфологической категории рода в родном языке. Целью работы было проведение сравнительного анализа способов выражения атрибутивных отношений в русском и узбекском языках и описание методики преподавания этой темы в узбекской аудитории. Представлен разработанный комплекс упражнений, направленный на изучение атрибутивных отношений по теме «Портрет. Характер человека». Отмечено, что в процессе ее усвоения, когда необходимо в потоке речи использовать словосочетания «определение + определяемое слово» и верно согласовывать слова в роде, числе и падеже, совершенствуются умения характеризовать внутренние и внешние качества человека, умения высказывать свое мнение о прочитанном в тексте, вести диалог-расспрос, писать сочинения. Отмечено, что с учетом этих задач и строится предлагаемая авторами система упражнений. Упоминается, что включенный в них лексический материал используется в разного рода других работах творческого характера. Приведенная система упражнений способствует усвоению атрибутивных (определительных) отношений. Упражнения имеют коммуникативную направленность и способствуют улучшению качества речи обучаемых.

Ключевые слова: атрибутивные (определительные) отношения, коммуникативная направленность, качество речи студентов, письменная и устная речь студентов-узбеков, лексический материал.

 

Elena A. Lanceva, Associate Professor

Elena A. Yakovleva, Ph. D. of Pedagogic Sciences, Associate Professor

Elena A. Dyuster, Ph. D. of Philological Sciences, Associate Professor

Bauman Moscow State Technical University, Russian Federation, Moscow

 

Studying attributive relationships in russian language classes 

at higher education institutions

 

Abstract. The article considers one of the most common mistakes in the written and oral speech of Uzbek learners of Russian, i.e. incorrect coordination of the definition with the definite word. The reasons are stated; one of them, in the opinion of the authors, is the absence of the morphological category of gender in the native language. The aim of the work is to make a comparative analysis of the ways of attributive relations in Russian and Uzbek languages and to describe the methods of teaching this topic in Uzbek audience. The presented set of exercises, aimed at studying the attributive relations on the theme "Portrait. Character of a Person". It is marked that in the process of its learning when in the flow of speech is necessary to use the word combinations "determination + definite word" and correctly agree the words in gender, number and case, the ability to characterize the internal and external qualities of the person, the ability to express the opinion about what is read in the text, to conduct a dialogue, questioning, writing essays is perfected. It is noted that the system of exercises offered by the authors is built with these tasks in mind. Mentioned that the included lexical material is used in various other works of a creative nature. The presented system of exercises helps in mastering attributive (determinative) relations. Exercises have a communicative orientation and help to improve the quality of speech of the students.

Keywords: attributive (determinative) relations, communicative orientation, students' speech quality, written and oral speech of Uzbek students, lexical material.

 

Библиографический список

 

  1. Гасанова П. М., Буйских Т. М. Интерактивные методы формирования лингвистической компетенции при обучении русскому языку нерусских студентов-нефилологов // Известия МГТУ, 2013. № 1 (15). Т. 6. С. 165−168.
  2. Рахимова Ф. Ш. Основные аспекты обучения говорению на занятиях по русскому языку в технических вузах Узбекистана // Молодой ученый. 2017. № 12 (146). С. 547−549. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/146/41029/.
  3. Уракова Ф. К. Сопоставительно-типологическое описание словосочетаний в русском и адыгейском языках // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 2. С. 258−260 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sopostavitelno-tipologicheskoe-opisanie-slovosochetaniy-v-russkom-i.
  4. Хабибуллина Л. Г. Репрезентация атрибутивных отношений в тюркских языках // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 3. С. 267−270.
  5. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. 2 изд. Л. :: Учпедгиз, 1941. 630 с.

 

References

 

  1. Gasanova P. M., Bujskih T. M. Interaktivnye metody formirovaniya ling-visticheskoj kompetencii pri obuchenii russkomu yazyku nerusskih studentov-nefilololgov [Interactive methods of forming linguistic competence in teaching Russian language to non-Russian students-non-philological students] // Izvestiya MGTU, 2013. № 1 (15). T. 6. рр. 165−168.
  2. Rahimova F. Sh. Osnovnye aspekty obucheniya govoreniyu na zanyatiyah po russkomu yazyku v tekhnicheskih vuzah Uzbekistana [The main aspects of teaching speaking in the classes of the Russian language in technical universities in Uzbekistan] // Molodoj uchenyj. 2017. № 12 (146). рр. 547−549. URL: https://moluch.ru/archive/146/41029/.
  3. Urakova F. K. Sopostavitel'no-tipologicheskoe opisanie slovosochetanij v russkom i adygejskom yazykah [Comparative typological description of word combinations in Russian and Adygeyan languages] // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie. 2012. № 2. рр. 258−260. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sopostavitelno-tipologicheskoe-opisanie-slovosochetaniy-v-russkom-i.
  4. Habibullina L. G. Reprezentaciya atributivnyh otnoshenij v tyurkskih yazykah [The representation of attributive relations in the Turkic languages] // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2016. № 3. рр. 267−270.
  5. Shahmatov A. A. Sintaksis russkogo yazyka [Syntax of the Russian language]. 2-е izd. L. : Uchpedgiz. 1941. 630 р.



Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

 

Статья поступила в редакцию 04.01.2022; одобрена после рецензирования 17.01.2022; принята к публикации 20.01.2022.

The article was submitted 04.01.2022; approved after reviewing 17.01.2022; accepted for publication 20.01.2022.

 

©Ланцева Е. А., Яковлева Е. А., Дюстер Е. А., 2022.

Вопросы образования в обществе. 2022. Т. 3. № 1. С. 25–32.

 

 

УДК 372.881.161.1

DOI 10.34286/2712-7400-2022-3-1-33-37

 

Наталья Сергеевна Журавлева, студентка, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Московский государственный областной университет, Россия, г. Москва

 

Разработка каталога частотной лексики по специальности 

«Поршневые двигатели» в целях преподавания русского языка

иностранным студентам технических вузов России

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме разработки ограничительных лексических списков в целях преподавания языка специальности для иностранных студентов российских технических университетов. Разработан каталог частотной лексики на основе учебных текстов по специальности «Поршневые двигатели». Представлена методика разработки частотного каталога, описаны трудности при его составлении. 

Ключевые слова: русский язык как иностранный, лексический минимум, язык специальности, 

 

Natalia S. Zhuravleva, Student, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Moscow State Regional University, Russia, Moscow

 

Development of a catalog of frequency vocabulary in the specialty "Piston engines" for the purpose of teaching russian to foreign students 

of technical universities of Russia

 

Abstract. A catalog of frequency vocabulary has been developed based on educational texts on the specialty "Piston engines". The method of developing a frequency catalog is presented, the difficulties are described.

Keywords: Russian as a foreign language, lexical minimum, specialty language.

 

Библиографический список

 

  1. Аспектное изучение русского языка в иностранной аудитории / Л. Л. Вохмина, О. А. Ильина, Ю. М. Науменко, О. Н. Халеева. Саратов : Ай Пи Ар, 2021. 240 с. ISBN 978-5-4497-1210-3. 
  2. Ильина О. А. Лексический минимум по специальности "Робототехника": лингводидактическое описание и практика использования в курсе преподавания русского языка как иностранного // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе : сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции, Москва, 11–12 декабря 2018 года / Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Ассоциация технических университетов России и Китая. М. : Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2019. С. 42–46. 
  1. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие. 2-е изд. М. : Флинта : Наука, 2011. 480 с. 
  1. Золотарева М. Н., Бурак М. Л. Обоснование необходимости создания частотных каталогов профильной лексики при изучении русского языка как иностранного (на примере каталога частотности по специальности «Ракетостроение») // Международный научный журнал. 2020. № 4. С. 104–111.
  2. Золотарева М. Н., Бурак М. Л. Организация работы с адаптированными и аутентичными научными текстами на занятиях РКИ (на примере текстов инженерного профиля) // Международный научный журнал. 2019. № 1. С. 125–135.
  3. Бурак М. Л. Сложности использования научных текстов на этапе предвузовской подготовки иностранных студентов технических вузов // Международный научный журнал. 2018. № 5-6. С. 86–92.
  4. Золотарева М. Н. Проблемы разработки профессионально ориентированного лексического минимума для первого сертификационного уровня владения РКИ (инженерно-технический профиль) // В сб.: Особенности интеграции гуманитарных и технических знаний: Сборник докладов всероссийской научной конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный университет» (НИУ МГСУ); Институт фундаментального образования. 2018. С. 154–157.

 

References

 

  1. Aspektnoe izuchenie russkogo yazyka v inostrannoj auditorii [Aspect study of Russian language in a foreign audience] / L. L. Vohmina, O. A. Il'ina, Yu. M. Naumenko, O. N. Haleeva. Saratov : Aj Pi Ar, 2021. 240 p. ISBN 978-5-4497-1210-3. 
  2. Il'ina O. A. Leksicheskij minimum po special'nosti "Robototekhnika": lingvodidakticheskoe opisanie i praktika ispol'zovaniya v kurse prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Lexical minimum for the specialty "Robotics": linguodidactic description and practice of use in the course of teaching Russian as a foreign language] // Aktual'nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki v neyazykovom vuze : sbornik materialov 3-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 11–12 dekabrya 2018 goda / Moskovskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet imeni N. E. Baumana, Associaciya tekhnicheskih universitetov Rossii i Kitaya. M. : Moskovskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet imeni N. E. Baumana (nacional'nyj issledovatel'skij universitet), 2019. pp. 42–46. 
  3. Kryuchkova L. S., Moshchinskaya N. V. Prakticheskaya metodika obuche-niya russkomu yazyku kak inostrannomu [Practical methodology of teaching Russian as a foreign language]: uchebnoe posobie. 2-e izd. M. : Flinta : Nauka, 2011. 480 p.
  4. Zolotareva M. N., Burak M. L. Obosnovanie neobhodimosti sozdaniya chastotnyh katalogov profil'noj leksiki pri izuchenii russkogo yazyka kak inostrannogo (na primere kataloga chastotnosti po special'nosti «Raketostroenie») [Rationale for the need to create frequency catalogs of profile vocabulary in the study of Russian as a foreign language (on the example of the frequency catalog of the specialty "Rocket Engineering")] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2020. № 4. pp. 104–111.
  5. Zolotareva M. N., Burak M. L. Organizaciya raboty s adaptirovannymi i autentichnymi nauchnymi tekstami na zanyatiyah RKI (na primere tekstov inzhenernogo profilya) [Organization of work with adapted and authentic scientific texts in RCT classes (on the example of texts of engineering profile)] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2019. № 1. pp. 125–135.
  6. Burak M. L. Slozhnosti ispol'zovaniya nauchnyh tekstov na etape pred-vuzovskoj podgotovki inostrannyh studentov tekhnicheskih vuzov [Difficulties of using scientific texts at the stage of pre-university training of foreign students of technical universities] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2018. № 5-6. pp. 86–92.
  7. Zolotareva M. N. Problemy razrabotki professional'no orientirovannogo leksicheskogo minimuma dlya pervogo sertifikacionnogo urovnya vladeniya RKI (inzhenerno-tekhnicheskij profil') [Problems of development of professionally-oriented lexical minimum for the first certification level of knowledge of the Russian language (engineering and technical profile)] // V sb.: Osobennosti integracii gumanitarnyh i tekhnicheskih znanij: Sbornik dokladov vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. FGBOU VO «Nacional'nyj issledovatel'skij Moskovskij gosudarstvennyj universitet» (NIU MGSU); Institut fundamental'nogo obrazovaniya. 2018. pp. 154–157.



Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

 

Статья поступила в редакцию 14.01.2022; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 05.02.2022.

The article was submitted 14.01.2022; approved after reviewing 20.01.2022; accepted for publication 05.02.2022.



©Журавлева Н. С., 2022.

Вопросы образования в обществе. 2022. № 1 (3). С. 33–37.

ИСТОРИЯ

 

HISTORY

 

УДК 355(470)

DOI 10.34286/2712-7400-2022-3-1-38-43

 

Юрий Вячеславович Соколов, студент

Николай Александрович Пичужкин, кандидат исторических наук, доцент,

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Российский государственный аграрный университет – 

МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, г. Москва

 

Неудачи 1941 года – результат внезапности 

или стратегический просчет Сталина

 

Аннотация. В статье рассмотрен один из наиболее острых вопросов начала Великой Отечественной войны. В отечественной историографии даются разные точки зрения об оценках внезапности немецкого нападения на СССР. Авторы отмечают, что руководство нацистской Германии предприняло ряд мер по организации дезинформации советского руководства относительно своих военных планов. Статья содержит анализ взаимоотношений советского и германского руководства, приведших к заключению Пакта о ненападении 23 августа 1939 года. Авторы рассматривают и секретные соглашения, подписанные вместе с Пактом о ненападении. Работа содержит некоторый анализ не только советско-германских, но и советско-японских отношений накануне Великой Отечественной войны. Авторы статьи приходят к выводу о несостоятельности тезиса о полной неожиданности немецкого вторжения, а также о наличии явных ошибок высшего политического руководства Советского Союза, приведших к катастрофическому началу войны.

Ключевые слова: война, Генеральный штаб, граница, конфликт, Пакт о ненападении.

 

Yurij V. Sokolov, Student

Nikolaj A. Pichuzhkin, Ph. D. of Historical Sciences, Associate Professor,

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

 

The failures of 1941 − the result of surprise or Stalin's strategic mistake

 

Abstract. This article deals with one of the hottest topic of the beginning of the Great Patriotic War. Russian historiography gives several points of view on suddenness of German attack on the USSR. The author notes that the leadership of Nazi Germany took some actions to provide false information to the Soviet government about their military plans. The article contains an analysis of the relationship between the Soviet and German leadership, which resulted in the agreement of the Non-Aggression Pact on August 23, 1939. The author also examines the secret agreements signed together with the Non-Aggression Pact. The work contains not only an analysis of Soviet-German but also some analysis of Soviet-Japanese relations on the eve of the beginning of the Great Patriotic War. The author of the article comes to the conclusion that the thesis about the complete surprise of the German invasion is untenable. In addition, there were obvious mistakes by the top political leadership of the Soviet Union. This was the cause of the catastrophe at the beginning of the war.

Keywords: war, General Staff, border, conflict, non-aggression pact.

 

Библиографический список

 

  1. Пичужкин Н. А. История России: Учебник для вузов. М. : ООО «Мегаполис», 2019. 437 с.
  2. Василевский А. М. Дело всей жизни. М. : Политиздат, 1978. 552 с.
  3. Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы войны. М. : Воениздат, 1975. 997 с.
  4. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М. : Издательство АПН, 1969. 735 с.
  5. Рытов А. Г. Рыцари пятого океана. М. : Военное издательство, 1970. 375 с.

 

References

 

  1. Pichuzhkin N. A. Istoriya Rossii [History of Russia]: Uchebnik dlya vuzov. M. : ООО «Megapolis», 2019. 437 p.
  2. Vasilevskij A. M. Delo vsej zhizni [The case of a lifetime]. M. : Politizdat, 1978. 552 р.
  3. Shtemenko S. M. General'nyj shtab v gody vojny [General Staff during the War]. M. : Voenizdat, 1975. 997 р.
  4. Zhukov G. K. Vospominaniya i razmyshleniya [Memories and Thoughts]. M. : Izdatel'stvo APN, 1969. 735 р.
  5. Rytov A. G. Rycari pyatogo okeana [Knights of the Fifth Ocean]. M. : Voennoe izdatel'stvo, 1970. 375 р.



Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

 

Статья поступила в редакцию 05.01.2022; одобрена после рецензирования 19.01.2022; принята к публикации 20.01.2022.

The article was submitted 05.01.2022; approved after reviewing 19.01.2022; accepted for publication 20.01.2022.

 

©Соколов Ю. В., Пичужкин Н. А., 2022.

Вопросы образования в обществе. 2022. Т. 3. № 1. С. 38–43.

 

УДК 930.23:631.1.016

DOI 10.34286/2712-7400-2022-3-1-44-50

 

Николай Александрович Пичужкин, кандидат исторических наук, доцент

кафедры истории, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, г. Москва

 

Сельская экономика Александра Энгельгардта:

К 150-летию «12 писем из деревни»

 

Аннотация: Статья отражает деятельность русского ученого Александра Николаевича Энгельгардта, бывшего профессора Земледельческого института Санкт-Петербурга, по развитию практического сельского хозяйства в Смоленской губернии во второй половине XIX века. В работе рассмотрены некоторые экономические и агротехнические аспекты помещичьих хозяйств Нечерноземья после отмены крепостного права. Статья затрагивает экономические отношения бывших крепостных крестьян и помещиков, характерные для послереформенных десятилетий. Рассмотрен вопрос введения многопольных севооборотов в помещичьем хозяйстве Энгельгардта, внедрение культуры льна в сельскохозяйственное производство. Отмечено, что хозяйство, перестроенное Энгельгардтом, экономически основано на применении наемного труда. Статья содержит некоторый анализ экономики крестьянских и помещичьих хозяйств. Отдельный интерес представляют оценки Энгельгардтом элементов помещичьего и крестьянского быта.

Ключевые слова: долг, имение, крестьяне, помещик, сельское хозяйство, хлеб.

 

Nikolaj A. Pichuzhkin, Ph. D. of Historical Sciences, Associate Professor, 

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

 

Alexander Engelhardt Rural Economics:

On the 150th anniversary of "12 Letters from the Countryside"

 

Abstract. The article reflects the activity of the Russian scientist Alexander Nikolayevich Engelhardt, former professor of the St. Petersburg Agricultural Institute, on the development of practical agriculture in Smolensk province in the second half of the 19th century. The paper examines some economic and agro-technical aspects of the landed estates of the Non-Black Soil region after the abolition of serfdom. The article touches upon the economic relations of the former serfs and landlords, typical for the post-reform decades. The question of introducing multi-field crop rotations in Engelhardt's landlord's farm and introduction of flax culture into agricultural production is considered. It is noted that Engelhardt's rearrangement was economically based on the use of hired labor. The article contains some analysis of economics of peasant and landlord farms. Engelhardt's assessments of the elements of landlord and peasant life are of separate interest.

Keywords: debt, estate, peasants, landlord, agriculture, bread.

 

Библиографический список

 

  1. Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. 1872–1887. СПб: . Наука, 1999. 15 с.
  2. Пичужкин Н. А. Очерки об истории аграрного образования в России 19 века. М. : ООО «Мегаполис», 2017. 301 с.
  3. Пичужкин Н. А. История России: учебник. М. : ООО «Мегаполис», 2018. 342 с. 
  4. Пичужкин Н. А. Опыт русских помещиков в совершенствовании систем земледелия // Международный научный журнал. 2015. № 1. С. 99−105.
  5. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. : РОССПЭН, 1998. 574 с.
  6. Васильев В. П., Пичужкин Н. А. Модификация трехпольной системы земледелия в XVIII веке. М. : ООО «УМЦ «Триада», 2014. 171 с.

 

References

 

  1. Engel'gardt A. N. Iz derevni. 12 pisem. 1872–1887 [From the Village. 12 letters. 1872−1887]. SPb: . Nauka, 1999. 15 р.
  2. Pichuzhkin N. A. Ocherki ob istorii agrarnogo obrazovaniya v Rossii 19 veka [Essays on the History of Agrarian Education in Russia in the 19th Century]. M. : ООО «Megapolis», 2017. 301 р.
  3. Pichuzhkin N. A. Istoriya Rossii [History of Russia]: uchebnik. M. : OOO «Megapolis», 2018. 342 р. 
  4. Pichuzhkin N. A. Opyt russkih pomeshchikov v sovershenstvovanii sistem zem-ledeliya [Experience of Russian landlords in the improvement of land farming systems] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2015. № 1. рр. 99−105.
  5. Milov L. V. Velikorusskij pahar' i osobennosti rossijskogo istoricheskogo processa [Velikorusskiy ploughman and peculiarities of the Russian historical process]. M. : ROSSPEN, 1998. 574 р.
  6. Vasil'ev V. P., Pichuzhkin N. A. Modifikaciya trekhpol'noj sistemy zemledeliya v XVIII veke [Modification of three-field farming system in XVIII century]. M. : OOO «UMC «Triada», 2014. 171 р.



Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

 

Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 22.01.2022.

The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 20.01.2022; accepted for publication 22.01.2022.

 

© Пичужкин Н. А., 2022.

Вопросы образования в обществе. 2022. Т. 3. № 1. С. 44–50.

 

УДК 930.1+329(47)(091)

DOI 10.34286/2712-7400-2022-3-1-51-58

 

Марфа Иннокентьевна Бровченко, кандидат исторических наук, доцент,

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Новое в серии «Польско-сибирская библиотека»: Е. Небельский

«Весна и осень здесь короткие». Польские священники-ссыльные 1863 года

в сибирской Тунке»

 

Аннотация. Статья посвящена научной и просветительской роли серии «Польско-сибирская библиотека», основанной известным сибирским историком, профессором Б. С. Шостаковичем и недавно изданной на русском языке монографии люблинского профессора Е. Небельского «Весна и осень здесь короткие. Польские священники-ссыльные 1863 года в сибирской Тунке». Новые подходы в исследованиях архивных и других источников по ссылке поляков в Сибири были не раз отражены в последних трудах Шостаковича и являются обоснованными, оправданными в научных поисках. Книга Е. Небельского в полной мере перекликается с основными положениями Б. С. Шостаковича, дополняя особенностями своего исследовательского стиля, вызывая неоспоримый интерес читателя не только темой, но и научной новизной, авторскими оценками происшедшего события в конце Х1Х века. 

Ключевые слова: польско-сибирская библиотека, Б. С. Шостакович, Сибирь, Тунке, ссылка, священники, вера, религия, образование.

 

Marfa I. Brovchenko, Ph. D. of Historical Sciences, Associate Professor,

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

New in the Polish-Siberian Library series: E. Nebelski

"Spring and autumn are short here". Polish priest-collectives 

of 1863 in siberian Tunka"

 

Abstract. The article is devoted to the scientific and educational role of "Polish-Siberian library" series founded by a famous Siberian historian, professor B. S. Shostakovich and recently published in Russian language monograph of Lublin professor E. Nebelsky "Spring and autumn are short here. Polish conscript priests of 1863 in Siberian Tunka". New approaches in the research of archival and other sources on the exile of Poles in Siberia were reflected more than once in the latest works of Shostakovich and are reasonable and justified in scientific research. The book by E. Nebelsky in full measure echoes the main points of B. Shostakovich, supplementing with the features of his research style, causing indisputable interest of the reader not only by its topic, but also by its scientific novelty, the author's assessments of the event that happened at the end of the Х1Х century. 

Keywords: Polish-Siberian library, B. S. Shostakovich, Siberia, Tunke, exile, priests, faith, religion, education.



Введение

 

Библиографический список

 

  1. Синицын В. О. Проблемы истории польской ссылки в России в Х1Х веке в исследованиях В. Сливовской // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 58−64. 
  2. Воспоминания из Сибири: Мемуары, очерки, дневниковые записи польских политических ссыльных в Восточную Сибирь первой половины Х1Х столетия. Иркутск : ООО «Артиздат», 2009. 724 с.
  3. Гуревич А. Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. 1991. № 2-3. С. 25.
  4. Небельский Э. Весна и осень здесь короткие. Польские священники-ссыльные 1863 года в сибирской Тунке / пер. с польск. И. Е. Адельгейм. СПб. : Алетейя, 2021. 180 с. 
  5. Кучинский А. Эдвард Пекарский и дело его жизни // Новая Польша. 2000. № 6. С. 39−40.
  6. Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы. Их быт и современное положение. Этнографические и статистические исследования с приложением статистических таблиц. СПб. : Изд. Сибирякова, 1891.
  7. Бровченко М. И. Восточная Сибирь в изучении и описании польских исследователей (вторая половина ХIХ − начало ХХ вв.): Монография. М. : ФГБОУ ВПО МГУП, 2013. 230 с. 

8.Отчет о геологическом исследовании береговой полосы озера Байкал, произведенном по поручению Восточно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества И. Д. Черским. Иркутск : Тип. Штаба Ирк. Воен. округа. 1886. С. XVII.

  1. Казарян Л. П. Итоги и задачи исследования пребывания в якутской ссылке (XVII − начало XX в.) Ссыльные поляки в Якутии: итоги, задачи, исследование пребывания // Сб. научных статей. Якутск : ИГИ АН РС(Я), 1999. С. 29. 
  2. Басовская Н. И. Цель истории – история. М. : РГГУ, 2002.

 

References

 

  1. Sinicyn V. O. Problemy istorii pol'skoj ssylki v Rossii v XIX veke v issledovaniyah V. Slivovskoj [Problems of the history of Polish exile in Russia in the 19th century in the studies of V. Slivovskaya] // Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2012. № 1. pp. 58−64. 
  2. Vospominaniya iz Sibiri: Memuary, ocherki, dnevnikovye zapisi pol'skih politicheskih ssyl'nyh v Vostochnuyu Sibir' pervoj poloviny XIX stoletiya [Memories from Siberia: Memoirs, Essays, Diary Notes of Polish Political Exiles in Eastern Siberia of the first half of the Х1Х century]. Irkutsk : OOO «Artizdat», 2009. 724 p.
  3. Gurevich A. Ya. O krizise sovremennoj istoricheskoj nauki [On the Crisis of Modern History] // Voprosy istorii. 1991. № 2-3. pp. 25.
  4. Nebel'skij E. Vesna i osen' zdes' korotkie. Pol'skie svyashchenniki-ssyl'nye 1863 goda v sibirskoj Tunke [Spring and autumn are short here. Polish conscientious priests of 1863 in Siberian Tunka] / per. s pol'sk. I. E. Adel'gejm. SPb. : Aletejya, 2021. 180 p. 
  5. Kuchinskij A. Edvard Pekarskij i delo ego zhizni [Edward Pekarski and his life's work] // Novaya Pol'sha. 2000. № 6. pp. 39−40.
  6. Yadrincev N. M. Sibirskie inorodcy. Ih byt i sovremennoe polozhenie. Etnograficheskie i statisticheskie issledovaniya s prilozheniem statisticheskih tablic [The Siberian Inorods. Their life and present situation. Ethnographic and Statistical Studies with the Appendix of Statistical Tables]. SPb. : Izd. Sibiryakova, 1891.
  7. Brovchenko M. I. Vostochnaya Sibir' v izuchenii i opisanii pol'skih issledovatelej (vtoraya polovina HIH − nachalo HKH vv.) [The Eastern Siberia in the Study and Description of Polish Researchers (second half of XIX − beginning of XX centuries)]: Monografiya. M. : FGBOU VPO MGUP, 2013. 230 р. 
  8. Otchet o geologicheskom issledovanii beregovoj polosy ozera Bajkal, proiz-vedennom po porucheniyu Vostochno-Sibirskogo Otdela Imperatorskogo Russkogo Geo-graficheskogo Obshchestva I. D. Cherskim [Report on the geological study of the shoreline of Lake Baikal, made by order of the East Siberian Branch of the Imperial Russian Geographical Society by I. D. Chersky]. Irkutsk : Tip. Shtaba Irk. Voen. okruga. 1886. p. XVII.
  9. Kazaryan L. P. Itogi i zadachi issledovaniya prebyvaniya v yakutskoj ssylke (XVII − nachalo XX v.) Ssyl'nye polyaki v Yakutii: itogi, zadachi, issledovanie prebyvaniya [Results and tasks of the study of stay in Yakut exile (XVII − beginning of XX century) Poles in exile in Yakutia: results, tasks, study of stay] // Sb. nauchnyh statej. Yakutsk : IGI AN RS(YA), 1999. p. 29. 
  10. Basovskaya N. I. Cel' istorii – istoriya [The purpose of history is history]. M. : RGGU, 2002.



Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

 

Статья поступила в редакцию 08.12.2021; одобрена после рецензирования 20.12.2021; принята к публикации 28.12.2021.

The article was submitted 08.12.2021; approved after reviewing 20.12.2021; accepted for publication 28.12.2021.

 

©Бровченко М. И., 2022.

Вопросы образования в обществе. 2022. Т. 3. № 1. С. 51–58.