СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CONTENTS
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION |
|
Kutovoy V. M., Gladkaya D. S. The role of education in the development of society |
7 |
Zenkina E. V., Semenova N. S. The role of digital technologies in educationin today's world |
15 |
HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS FOREIGN POLICY |
|
Kutovoy V. M., Semenova N. S. Features of international cooperation in the sphere of culture |
21 |
MEDIA COMMUNICATIONS AND JOURNALISM |
|
Bondareva S. E., Morozova A. S. The significance of intercultural communication |
28 |
Zenkina E. V., Puntusova V. V. The role of digitalization in modern society |
38 |
WORLD LITERATURES |
|
Gnеzdilova E. V. National cultural codes in T. Williams' drama «Orpheus descending» |
51 |
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА,
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
УДК 37.014+2.75
DOI 10.34286/2712-7400-2023-5-1-7-14
Владимир Михайлович Кутовой, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Дипломатическая академия МИД РФ, Россия, г. Москва
Дарья Сергеевна Гладкая, магистрант, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный гуманитарный университет, Институт экономики, управления и права (ИЭУП), Россия, г. Москва
Роль образования в развитии общества
Аннотация. В статье рассматривается образование как целостная система, состоящая из множества аспектов, так и общественная сфера государства, основная функция которой заключается в повышении уровня развития общества, что способно влиять на развитие каждой страны и улучшать условия жизни населения. Кроме того, рассматривается вопрос о влиянии личностных отношений между учителем и учеником – как взаимодействие ребенка и педагога влияет на формирование личности первого. В статье рассмотрен процесс получения образования с разных точек зрения: родителя, ребенка, учителей и государства. Роль каждого из данных субъектов, безусловно, оказывает влияние на процесс получения образования в целом и на итоговый результат − полученные знания, навыки, компетенции и т. д.
Ключевые слова: коммерческая услуга, образование, ученик и учитель, гуманитарная деятельность.
Vladimir M. Kutovoy, Advanced Doctor in Economic Sciences, Professor of the Department of World Economy, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Russia, Moscow
Darya S. Gladkaya, Master’s Degree, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian State University for the Humanities, Institute of Economics, Russia, Moscow
The role of education in the development of society
Abstract. The article considers education as a holistic system consisting of many aspects, as well as the public sphere of the state, the main function of which is to increase the level of development of society, which can affect the development of each country and improve the living conditions of the population. In addition, the question of the influence of the personal relationship between the teacher and the student is considered − how the interaction of the child and the teacher affects the formation of the personality of the first. The article considers the process of obtaining education from different points of view: parent, child, teachers and the state. The role of each of these subjects, of course, has an impact on the process of obtaining education in general and on the final result − knowledge gained, skills, competencies, etc.
Keywords: commercial service, education, student and teacher, humanitarian activities.
Библиографический список
- Кудрявцева И. Н. Образование как сфера гуманитарной деятельности. М. , 2009.
- Черкасов С. А. Образование как социальное благо и гуманитарная деятельность. М. , 2013.
- Державин А. Н. Гуманистические ценности учителя и ученика / А. Н. Державин // Инновационная наука. 2015. № 3(6). С. 94−97.
- Каган М. С., Маргулис С. Т. Гуманистическая педагогика. М. : Издательство «Образование», 1991.
- Васильев В. Л. Учитель как один из основных акторов системы профессионального образования // Российское образование и независимая оценка качества образования. 2019. № 1(50). С. 87−91.
- Девит М. Ангажированный учитель. М. Девит. М. : АСТ: Восток-Запад, 2008.
- Менеджмент в высшем образовании: тенденции, вызовы, перспективы / А. Л. Абаев, М. Т. Гуриева, Е. В. Зенкина, И. Ю. Ильина, Е. Д. Корягина, В. И. Маколов, А. А. Туманов. М. , 2023.
- Зенкина Е. В., Мясникова О. Ю. Современные методы оценки эффективности мероприятий по управлению социальным и человеческим капиталом // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. № 2. С. 20−28.
- Шадрина Е. А. Роль личностных отношений между учителем и учениками в формировании компетентности личности. М. , 2010.
- Панкова Н. В. Личностные отношения между учителем и учениками: зарубежный опыт и его интерпретация в России. М. , 2011.
- Латышева Т. А. Взаимодействие учащегося и учителя в процессе обучения иностранному языку // Язык. Культура. Социум. 2017. № 1(24). С. 46−53.
- Каныгин П. П. Идентичность учителя и педагогический стиль // Интерактивная наука. 2019. № 1(8). С. 65−72.
- Архипова Н. И. Образовательный процесс в период пандемии: опыт РГГУ − Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2021. № 2. С. 10−18.
References
- Kudryavceva I. N. Obrazovanie kak sfera gumanitarnoj deyatel'nosti [Education as a sphere of humanitarian activity]. M. , 2009.
- Cherkasov S. A. Obrazovanie kak social'noe blago i gumanitarnaya deyatel'nost' [Education as a social good and humanitarian activity]. M. , 2013.
- Derzhavin A. N. Gumanisticheskie cennosti uchitelya i uchenika [Humanistic values of a teacher and a pupil] / A. N. Derzhavin // Innovacionnaya nauka. 2015. № 3(6). рр. 94−97.
- Kagan M. S., Margulis S. T. Gumanisticheskaya pedagogika [Humanistic pedagogy]. M. : Izdatel'stvo «Obrazovanie», 1991.
- Vasil'ev V. L. Uchitel' kak odin iz osnovnyh aktorov sistemy professional'nogo obrazovaniya [Teacher as one of the main actors of the system of professional education]. // Rossijskoe obrazovanie i nezavisimaya ocenka kachestva obrazovaniya. 2019. № 1(50). рр. 87−91.
- Devit M. Angazhirovannyj uchitel' [Engaged teacher]. M. Devit. M. : AST: Vostok-Zapad, 2008.
- Menedzhment v vysshem obrazovanii: tendencii, vyzovy, perspektivy [Management in Higher Education: Trends, Challenges, Perspectives] / A. L. Abaev, M. T. Gurieva, E. V. Zenkina, I. Yu. Il'ina, E. D. Koryagina, V. I. Makolov, A. A. Tumanov. M. , 2023.
- Zenkina E. V., Myasnikova O. Yu. Sovremennye metody ocenki effektivnosti meropriyatij po upravleniyu social'nym i chelovecheskim kapitalom [Modern methods of assessing the effectiveness of measures to manage social and human capital] // Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2023. № 2. рр. 20−28.
- Shadrina E. A. Rol' lichnostnyh otnoshenij mezhdu uchitelem i uchenikami v formirovanii kompetentnosti lichnosti [The role of personal relations between teacher and students in the formation of competence of the individual]. M. , 2010.
- Pankova N. V. Lichnostnye otnosheniya mezhdu uchitelem i uchenikami: zarubezhnyj opyt i ego interpretaciya v Rossii [Personal relations between teacher and students: foreign experience and its interpretation in Russia]. M. , 2011.
- Latysheva T. A. Vzaimodejstvie uchashchegosya i uchitelya v processe obucheniya inostrannomu yazyku [Interaction between student and teacher in the process of teaching a foreign language] // Yazyk. Kul'tura. Socium. 2017. № 1(24). рр. 46−53.
- Kanygin P. P. Identichnost' uchitelya i pedagogicheskij stil' [Kanygin P. P. Teacher's identity and pedagogical style] // Interaktivnaya nauka. 2019. № 1(8). рр. 65−72.
- Arhipova N. I. Obrazovatel'nyj process v period pandemii: opyt RGGU − Nauka i iskusstvo upravleniya [Educational process in the period of pandemic: the experience of Russian State Humanitarian University − Science and Art of Management] / Vestnik Instituta ekonomiki, upravleniya i prava Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2021. № 2. рр. 10−18.
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 13.09.2023, одобрена после рецензирования 27.09.2023, принята к публикации 01.10.2023.
The article was submitted 13.09.2023, approved after reviewing 27.09.2023, accepted for publication 01.10.2023.
Для цитирования: Кутовой В. М., Гладкая Д. С. Роль образования в развитии общества // Вопросы образования в обществе. 2023. № 1 (5). С. 7–14.
УДК 37.014.544+004.9
DOI 10.34286/2712-7400-2023-5-1-15-20
Елена Вячеславовна Зенкина, доктор экономических наук, заведующая кафедрой мировой экономики, ORCID: 0000-0003-2192-4715,
SPIN-код: 6071-7479, AuthorID: 551643, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный гуманитарный университет, Институт экономики, управления и права (ИЭУП), Россия, Москва
Наталия Сергеевна Семенова, студентка
Российский государственный гуманитарный университет, Россия, Москва
К вопросу о роли цифровых технологий в образовании в современном мировом пространстве
Аннотация. Статья рассматривает вопросы, связанные с ролью техники и технологий в современном мире. Тема является актуальной в наше время. Жизнь уже невозможно представить без Интернета, смартфонов, компьютеров. Технологии проникни во все сферы жизни человечества. У современной молодежи технологии оказываются в руках уже с самого рождения и сопровождают их на протяжении всей жизни. Цифровые технологии безусловно присутствуют и в образовательном процессе в том числе. В статье можно увидеть, какие плюсы и минусы приносит электронное образование или образование с использованием цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровизация, гуманитарные сферы, цифровые технологии, образование, образовательные учреждения, наука.
Elena V. Zenkina, Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of World Economy, Faculty of Economics, ORCID: 0000-0003-2192-4715, SPIN-код: 6071-7479, AuthorID: 551643, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow
Nataliia S. Semenova, Student
Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow
The role of digital technologies in education in today's world
Abstract. The article is devoted to issues related to the role of technology and technology on a global scale. The topic is relevant in our time. Life is no longer possible without the Internet, smartphones, computers. Technology has penetrated all spheres of human life. In today's youth, technology is in their hands from birth and accompanies them throughout their lives. Digital technologies are certainly present in the educational process as well. In the article, you can see the pros and cons of e-education or education using digital technologies.
Keywords: digitalization, humanitarian spheres, digital technologies, education, educational institutions, science.
Библиографический список
- Bromwich D. Trapped in the Virtual Classroom // The New York Review of Books. 2015. July 9.
- Глазьев С. Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? М. : Книжный мир, 2016.
- Мавлютова Г. А. Цифровизация в современном высшем учебном заведении // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 3 (32). С. 5−7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-sovremennom-vysshem-uchebnom-zavedenii/viewer.
- Зенкина Е. В. Информационная глобализация как новая основа современной международной экономики: задачи экономической политики России - Наука и искусство управления // Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2021. № 3. С. 52−59.
- Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / / Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107−112.
- Цифровизация образования в России и мире [Электронный ресурс]. URL: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_ obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html.
- Виссема Й. Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период. М. : Олимп-Бизнес, 2016.
- Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. М. : ИД Высшей школы экономики, 2013.
- Шаронин Ю. В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании: от личностно ориентированной smart-дидактики к блокчейну в целевой подготовке специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1.
References
- Bromwich D. Trapped in the Virtual Classroom [Trapped in the Virtual Classroom] // The New York Review of Books. 2015. July 9.
- Glaz'ev S. Yu. Ekonomika budushchego [Economy of the Future. Does Russia Have a Chance?]. Est' li u Rossii shans? M. : Knizhnyj mir, 2016.
- 3. Mavlyutova G. A. Cifrovizaciya v sovremennom vysshem uchebnom zavedenii [Digitalization in a modern higher education institution] // Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo. 2018. № 3 (32). pp. 5−7. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/tsifrovizatsiya-v-sovremennom-vysshem-uchebnom-zavedenii/viewer.
- Zenkina E. V. Informacionnaya globalizaciya kak novaya osnova sovremennoj mezhdunarodnoj ekonomiki: zadachi ekonomicheskoj politiki Rossii - Nauka i iskusstvo upravleniya [Information globalization as a new basis for the modern international economy: tasks of economic policy of Russia - Science and Art of Management] // Vestnik Instituta ekonomiki, upravleniya i prava Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2021. № 3. pp. 52−59.
- 5. Nikulina T. V., Starichenko E. B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravlenie [Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. № 8. pp. 107−112.
- 6. Cifrovizaciya obrazovaniya v Rossii i mire [Digitalization of education in Russia and the world]. URL: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html.
- 7. Vissema J. Universitet tret'ego pokoleniya [University of the third generation]. Upravlenie universitetom v perekhodnyj period. M. : Olimp-Biznes, 2016.
- Fligstin N. Arhitektura rynkov: ekonomicheskaya sociologiya kapitalisticheskih obshchestv XXI veka [Architecture of Markets: Economic Sociology of Capitalist Societies of the XXI Century]. M. : ID Vysshej shkoly ekonomiki, 2013.
- Sharonin Yu. V. Cifrovye tekhnologii v vysshem i professional'nom obrazovanii: ot lichnostno orientirovannoj smart-didaktiki k blokchejnu v celevoj podgotovke specialistov [Digital technologies in higher and professional education: from personality-oriented smart-didactics to blockchain in targeted training of specialists] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 1.
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 25.09.2023, одобрена после рецензирования 07.10.2023, принята к публикации 10.10.2023.
The article was submitted 25.09.2023, approved after reviewing 07.10.2023, accepted for publication 10.10.2023.
Для цитирования: Зенкина Е. В., Семенова Н. С. К вопросу о роли цифровых технологий в образовании в современном мировом пространстве // Вопросы образования в обществе. 2023. № 1 (5). С. 15–20.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS FOREIGN POLICY
УДК 341.232.7+339.9
DOI 10.34286/2712-7400-2023-5-1-21-27
Владимир Михайлович Кутовой, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Дипломатическая академия МИД РФ, Россия, г. Москва
Наталия Сергеевна Семенова, студентка
Российский государственный гуманитарный университет, Россия, Москва
Особенности международного сотрудничества в сфере культуры
Аннотация. Статья рассматривает вопросы, связанные с международным культурным сотрудничеством, в том числе рассматривается участие России в таких организациях мирового уровня, как ЮНЕСКО. В настоящее время межкультурное сотрудничество основывается на том, что в современном обществе культура становится одним из проводников для установления взаимоотношений между странами, поддержания стабильности в мировой общественности. Для обеспечения межкультурного взаимодействия на должном уровне необходим всеобъемлющий и комплексный подход, который позволяет максимально интегрироваться в общественные межкультурные взаимоотношения. В статье рассматривается важность поддержания международного культурного сотрудничества, которое является гарантом культурного взаимообогащения. В статье утверждается, что культурное сотрудничество стало одним из показателей международного влияния страны, проводящей политику в области культуры. Регулировaние культурных взaимосвязей является знaчительной состaвляющей междунaродно-прaвовых отношений. Прaвовая политика в сфере междунaродного культурного сотрудничествa является одной из наиболее важных предпосылок для сохрaнения и развития культурного нaследия рaзличных стран и всеобъемлющей реaлизации прaв их грaждан в нaучно-образовaтельной и культурной сфере современного обществa.
Ключевые слова: культурные взаимосвязи, международное культурное сотрудничество, ЮНЕСКО, сохранение исторических ценностей, гуманитарное сотрудничество в области культуры.
Vladimir M. Kutovoy, Advanced Doctor in Economic Sciences, Professor of the Department of World Economy, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Russia, Moscow
Nataliia S. Semenova, Student
Russian State University for the Humanities, Russia, Moscow
Features of international cooperation in the sphere of culture
Abstract. The article considers issues related to international cultural cooperation, including the participation of Russia in such world-class organizations as UNESCO. At present, intercultural cooperation is based on the fact that in modern society, culture becomes one of the conductors for establishing relationships between countries, maintaining stability in the world community. To ensure intercultural interaction at the proper level, a comprehensive and integrated approach is needed that allows maximum integration into social intercultural relations. The article discusses the importance of maintaining international cultural cooperation, which in turn is the guarantor of cultural mutual enrichment. The article states that cultural cooperation has become one of the indicators of the international influence of a country pursuing a policy in the field of culture. The regulation of cultural relationships is a significant component of international legal relations. The legal policy in the field of international cultural cooperation is one of the most important prerequisites for the preservation and development of the cultural heritage of various countries and the comprehensive realization of the rights of their citizens in the scientific, educational and cultural sphere of modern society.
Keywords: cultural relations, international cultural cooperation, UNESCO, preservation of historical values, humanitarian cooperation in the field of culture.
Библиографический список
- Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. Ленинград : Просвещение, 1967. 268 с.
- Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие. СПб. : СПбКО, 2009. 416 с.
- Боргоякова Т. В. Российский и зарубежный опыт сохранения историко-культурного наследия [Электронный ресурс]. URL: http://www.budgetrf.ru/Publi-cations/Magazines/ VestnikSF/2009/VSFNEW.
- Павлова С. Н., Трофимов В. В. Межкультурное сотрудничество как основа мира и согласия между народами: аспекты правового регулирования // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление [Электронный ресурс]. URL: http://journal-nio. com/index. php?option=com_content&view= article&id=1100<emid=114.
- Савина И. А. Современная политика международных организаций в вопросах содействия культурной коммуникации в мировом порядке // Региональная культура как фактор устойчивого развития общества: социально-политические, этнонациональные и информационные аспекты: материалы Международная научная конференция, 17−18 сент. 2013 г. Краснодар; Геленджик, 2013.
- Александров А. А. История правового регулирования участия России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей: к постановке проблемы [Электронный ресурс]. URL: http://kaz.docdat.com/docs/index-30962.html.
- Скачков А. С. Политика ЮНЕСКО в сфере развития современных мировых культур: автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04 / Скачков Андрей Семенович. М. , 2007. 22 с.
- Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь: рекомендация ЮНЕСКО, Найроби, 26 ноября 1976 года // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М. : Логос, 1993. С. 340−352.
- Кондратюк А. В. Международно-правовые принципы, направленные на регулирование межгосударственного сотрудничества в сфере образования // Правоведение. 2004. № 5. С. 193−194.
References
- Artanovskij S. N. Istoricheskoe edinstvo chelovechestva i vzaimnoe vliyanie kul'tur [Historical Unity of Mankind and Mutual Influence of Cultures. Philosophical and methodological analysis of modern foreign concepts]. Filosofsko-metodologicheskij analiz sovremennyh zarubezhnyh koncepcij. Leningrad : Prosveshchenie, 1967. 268 р.
- Bogolyubova N. M., Nikolaeva Yu. V. Mezhkul'turnaya kommunikaciya i mezhdunarodnyj kul'turnyj obmen [Intercultural communication and international cultural exchange]: uchebnoe posobie. SPb. : SPbKO, 2009. 416 р.
- Borgoyakova T. V. Rossijskij i zarubezhnyj opyt sohraneniya istoriko-kul'turnogo naslediya [Intercultural communication and international cultural exchange]. URL: http://www.budgetrf.ru/Publi-cations/Magazines/ VestnikSF/2009/ VSFNEW.
- Pavlova S. N., Trofimov V. V. Mezhkul'turnoe sotrudnichestvo kak osnova mira i soglasiya mezhdu narodami: aspekty pravovogo regulirovaniya [Intercultural cooperation as a basis for peace and harmony between peoples: aspects of legal regulation] // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika, predprinimatel'stvo, pravo i upravlenie. URL: http://journal-nio. com/index. php?option=com_content&view= article&id=1100<emid =114.
- Savina I. A. Sovremennaya politika mezhdunarodnyh organizacij v voprosah sodejstviya kul'turnoj kommunikacii v mirovom poryadke [Modern policy of international organizations in promoting cultural communication in the world order] // Regional'naya kul'tura kak faktor ustojchivogo razvitiya obshchestva: social'no-politicheskie, etnonacional'nye i informacionnye aspekty: materialy Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya, 17−18 sent. 2013 g. Krasnodar; Gelendzhik, 2013.
- Aleksandrov A. A. Istoriya pravovogo regulirovaniya uchastiya Rossii v mezhdunarodnom sotrudnichestve v sfere kul'turnyh cennostej: k postanovke problemy [History of legal regulation of Russia's participation in international cooperation in the field of cultural property: to the statement of the problem]. URL: http://kaz.docdat.com/docs/index-30962.html.
- Skachkov A. S. Politika YUNESKO v sfere razvitiya sovremennyh mirovyh kul'tur [UNESCO policy in the development of modern world cultures]: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk : 23.00.04 / Skachkov Andrej Semenovich. M. , 2007. 22 р.
- Ob uchastii i vklade narodnyh mass v kul'turnuyu zhizn' [On participation and contribution of the masses in cultural life]: rekomendaciya YUNESKO, Najrobi, 26 noyabrya 1976 goda // Mezhdunarodnye normativnye akty YUNESKO. M. : Logos, 1993. рр. 340−352.
- Kondratyuk A. V. Mezhdunarodno-pravovye principy, napravlennye na regulirovanie mezhgosudarstvennogo sotrudnichestva v sfere obrazovaniya [International legal principles aimed at regulating interstate cooperation in education] // Pravovedenie. 2004. № 5. рр. 193−194.
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 10.09.2023, одобрена после рецензирования 17.09.2023, принята к публикации 25.09.2023.
The article was submitted 10.09.2023, approved after reviewing 17.09.2023, accepted for publication 25.09.2023.
Для цитирования: Кутовой В. М., Семенова Н. С. Особенности международного сотрудничества в сфере культуры // Вопросы образования в обществе. 2023. № 1 (5). С. 21–27.
МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА
MEDIA COMMUNICATIONS AND JOURNALISM
УДК 004.8+004.4'27
DOI 10.34286/2712-7400-2023-5-1-28-37
Елена Вячеславовна Зенкина, доктор экономических наук, заведующая кафедрой мировой экономики, ORCID: 0000-0003-2192-4715,
SPIN-код: 6071-7479, AuthorID: 551643, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный гуманитарный университет, Институт экономики, управления и права (ИЭУП), Россия, Москва
Виктория Викторовна Пунтусова, студентка, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Московский государственный гуманитарный университет, Россия, Москва
Роль цифровизации в современном обществе
Аннотация. Ускоренный прогресс в сфере компьютеризации, возникновение и распространение Интернета привнесли ощутимые изменения в современную действительность и затрагивают почти все сферы социальной жизни России. Становление цифрового общества определяется тремя основными тенденциями: развитие цифровой экономики, появление новых цифровых технологий, формирование цифрового поколения. В рамках статьи проблема цифровизации рассматривается относительно конкретных областей жизни общества: экономика, бизнес, образование, культура, деловое общение, здравоохранение, СМИ и др. Однако, анализируя масштабы цифровизации, ученые указывают, что этот процесс имеет не только преимущества, но и сопровождается рисками, которые требуют контроля и осмысления. Изучение процессов цифровизации в современном социуме предполагает решение следующих задач: выявить основные направления цифровизации; на примере внедрения новых цифровых технологий в сфере образования, культуры, средств массовой информации обозначить перспективы и проблемные моменты процесса цифровизации российской действительности.
Ключевые слова: цифровизация, медиатехнологии, компьютеризация, цифровое образование, искусственный интеллект, компьютерные технологии.
Elena V. Zenkina, Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of World Economy, Faculty of Economics, ORCID: 0000-0003-2192-4715, SPIN-код: 6071-7479, AuthorID: 551643, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Moscow State University for the Humanities, Russia, Moscow
Viktoria V. Puntusova, Student, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Moscow Humanitarian University, Moscow, Russia
The role of digitalization in modern society
Abstract. Accelerated progress in computerization, the emergence and spread of the Internet have brought tangible changes in modern reality and affect almost all spheres of social life in Russia. The emergence of the digital society is determined by three main trends: the development of the digital economy, the emergence of new digital technologies, and the formation of a digital generation. Within the framework of the article, the problem of digitalization is considered in relation to specific areas of society: economy, business, education, culture, business communication, healthcare, media, etc. However, analyzing the scope of digitalization, scientists point out that this process has not only advantages, but is accompanied by risks that require control and comprehension. The study of digitalization processes in modern society involves the following tasks: to identify the main directions of digitalization; by the example of the introduction of new digital technologies in the sphere of education, culture, mass media to identify the prospects and problematic aspects of the process of digitalization of the Russian reality.
Keywords: digitalization, media technologies, computerization, digital education, artificial intelligence, computer technologies.
Библиографический список
- Феткуллина Г. А. Мультимедиатизация СМИ в начале XXI в. − Цит. по Итьель де Сола Пул // Вестник РГГУ. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/multimediatizatsiya-smi-v-nachale-xxi-v-1.
- Лямин А. В., Хоботова А. Р., Чежин М. С. Использование социальных сетей в образовании. СПб. : Университет ИТМО, 2015. С. 7.
- Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. 2020. № 27(317). С. 120−127. URL: https://moluch.ru/archive/317/72477/.
- Фахрутдинова Е. В. Приоритетные национальные проекты в Российской Федерации: диалектика развития // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 4. С. 253−264.
- История нацпроектов России [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/6101471.
- 6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 45726.
- Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» / Министерство просвещения Российской Федерации. Банк документов. 15.07.2021. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31 026f68f2dd.
- Образовательная платформа Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru /media/education/mechty-o-novoy-shkole/.
- Стрелкова И. А. Актуальные аспекты цифровизации российского образования // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-aspekty-tsifrovizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya.
- Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1(6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
- Из выступления В. В. Путина на пленарном заседании конференции Artifical Intelligence Journey, Москва, 9 ноября 2019. URL: https://iz.ru/941662/dmitrii-laru/vpered-v-budushchee-putin-prizval-razvivat-iskusstvennyi-intellekt.
- Дадашев З. Д., Устинова Н. Г. Влияние искусственного интеллекта на экономику // Эпоха науки. 2019. № 4 (12).
- Бринк Х., Ричардс Д., Феверолф М. Машинное обучение. СПб. , Питер, 2017. 336 с
- Чернов И. В. Цифровизация как тенденция развития современного общества: специфика научного дискурса // Гуманитарий юга России. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-tendentsiya-razvitiya-sovremennogo-obschestva-spetsifika-nauchnogo-diskursa.
- Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. М. , 2020. 98 с.
References
- 1. Fetkullina G. A. Mul'timediatizaciya SMI v nachale XXI v. − Cit. po It'el' de Sola Pul [Multimediaization of Mass Media at the Beginning of the XXI Century. Cited in Itiel de Sola Poole] // Vestnik RGGU. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/multimediatizatsiya-smi-v-nachale-xxi-v-1.
- 2. Lyamin A. V., Hobotova A. R., Chezhin M. S. Ispol'zovanie social'nyh setej v obrazovanii [Utilization of social networks in education]. SPb. : Universitet ITMO, 2015. р. 7.
- 3. Budancev D. V. Cifrovizaciya v sfere obrazovaniya: obzor rossijskih nauchnyh publikacij [Digitalization in education: a review of Russian scientific publications] // Molodoj uchenyj. 2020. № 27(317). рр. 120−127. URL: https://moluch.ru/archive/317/72477/.
- 4. Fahrutdinova E. V. Prioritetnye nacional'nye proekty v Rossijskoj Federacii: dialektika razvitiya [Priority national projects in the Russian Federation: dialectics of development] // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser. Gumanitarnyie nauki. 2009. № 4. рр. 253−264.
- Istoriya nacproektov Rossii [History of national projects of Russia]. URL: https://tass.ru/info/6101471.
- Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 goda № 474 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [On national goals and strategic objectives of development of the Russian Federation for the period up to 2030]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.
- Pasport strategii «Cifrovaya transformaciya obrazovaniya» [Digital Transformation of Education] / Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federacii. Bank dokumentov. 15.07.2021. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 267a55edc9394c4fd7db31 026f68f2dd (data obrashcheniya: 23.03.2023).
- Obrazovatel'naya platforma Skillbox Media [Skillbox Media Educational Platform]. URL: https://skillbox.ru/media/education/mechty-o-novoy-shkole/.
- Strelkova I. A. Aktual'nye aspekty cifrovizacii rossijskogo obrazovaniya [Actual aspects of digitalization of Russian education] // Social'nye novacii i social'nye nauki. 2021. № 1(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-aspekty-tsifrovizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya.
- 10. Verbickij A. A. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy [Digital learning: problems, risks and prospects] // Elektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal «Homo Cyberus». 2019. № 1(6). URL: http://journal.homocyberus.ru/
- Iz vystupleniya V. V. Putina na plenarnom zasedanii konferencii Artifical Intelligence Journey, Moskva, 9 noyabrya 2019 [From the speech of V. V. Putin at the plenary session of the Artifical Intelligence Journey conferenc]. URL: https://iz.ru/941662/dmitrii-laru/vpered-v-budushchee-putin-prizval-razvivat-iskusstvennyi-intellekt.
- 12. Dadashev Z. D., Ustinova N. G. Vliyanie iskusstvennogo intellekta na ekonomiku [Impact of artificial intelligence on the economy] // Epoha nauki. 2019. № 4 (12).
- 1 Brink H., Richards D., Feverolf M. Mashinnoe obuchenie [Machine Learning]. SPb. , Piter, 2017. 336 р.
- 14. Chernov I. V. Cifrovizaciya kak tendenciya razvitiya sovremennogo obshchestva: specifika nauchnogo diskursa [Digitalization as a trend in the development of modern society: the specifics of scientific discourse] // Gumanitarij yuga Rossii. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-tendentsiya-razvitiya-sovremennogo-obschestva-spetsifika-nauchnogo-diskursa.
- 15. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya [Didactic concept of digital professional education and training] / P. N. Bilenko, V. I. Blinov, M. V. Dulinov, E. Yu. Esenina, A. M. Kondakov, I. S. Sergeev; pod nauch. red. V. I. Blinova. M. , 2020. 98 р.
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 03.09.2023, одобрена после рецензирования 15.09.2023, принята к публикации 26.09.2023.
The article was submitted 03.09.2023, approved after reviewing 15.09.2023, accepted for publication 26.09.2023.
Для цитирования: Зенкина Е. В., Пунтусова В. В. Роль цифровизации в современном обществе // Вопросы образования в обществе. 2023. № 1 (5). С. 28–37.
УДК 316.77+303.446.23+341.232.7
DOI 10.34286/2712-7400-2023-5-1-38-50
Светлана Евгеньевна Бондарева, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки»
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Россия, Москва
Анна Сергеевна Морозова, бакалавриат
Московский государственный гуманитарный университет, Россия, Москва
Значение межкультурной коммуникации
Аннотация. Ежедневно современный человек совершает коммуникативные действия как с представителями своей культуры, так и с теми, кто представляет другие традиции, взгляды, правила и мнения. Уровень миграции за последнее время возрастает, тем самым прямолинейно и возрастает значение межкультурной коммуникации. Настоящая статья посвящена анализу межкультурной коммуникации, ее видам и ее значению. Как много вариаций межкультурной коммуникации существует, как представителям иных мнений и взглядов стоит общаться между собой, как сильно нужно понимание межкультурной коммуникации. Анализируя данные по вопросу, на наш взгляд, можно получить полную картину о значении межкультурной коммуникации, а также сформулировать тенденцию ее развития.
Ключевые слова: культура, межкультурная коммуникация, коммуникация, общество, миграция.
Svetlana E. Bondareva, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages
Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Russia, Moscow
Anna S. Morozova, Bachelor's Degree
Moscow State University for the Humanities, Russia, Moscow
The significance of intercultural communication
Abstract. Every day, a modern person performs communicative actions, both with representatives of his own culture and with those who represent other traditions, views, rules and opinions. The level of migration has recently been increasing, thereby directly increasing the importance of intercultural communication. This article is devoted to the analysis of intercultural communication, its types and its significance. How many variations of intercultural communication exist, how representatives of different opinions and views should communicate with each other, how much understanding of intercultural communication is needed. Analyzing the data on the issue, in our opinion, one can get a complete picture of the significance of intercultural communication, as well as formulate the trend of its development.
Keywords: culture, intercultural communication, communication, society, migration.
Библиографический список
1. Борев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М. : Наука, 1986. с. 304.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4-х т. СПб. , 1866.
3. Зенкина Е. В. Investor relations как необходимое условие развития современного бизнеса − Наука и искусство управления // Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2020. № 1-2. С. 68−76.
4. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. Коммуникация и общение в системной теории Никласа Лумана // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 148−155.
5. Trager G., Hall E. Culture and Communication: A Model and an Analysis // Explorations. 1954. № 3. рр. 157–249.
References
1. Borev V. Yu., Kovalenko A. V. Kul'tura i massovaya kommunikaciya [Culture and mass communication]. М. : Nauka, 1986. р. 304.
2. Dal' V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language], v 4-h t. SPb. , 1963−1866 g.
3. Zenkina E. V. Investor relations kak neobhodimoe uslovie razvitiya sovremennogo biznesa − Nauka i iskusstvo upravleniya [Investor relations as a necessary condition for the development of modern business - Science and art of management] // Vestnik Instituta ekonomiki, upravleniya i prava Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2020. № 1-2. рр. 68−76.
4. Rezaev A. V., Tregubova N. D. Kommunikaciya i obshchenie v sistemnoj teorii Niklasa Lumana // Sociologicheskie issledovaniya [Communication and communication in Niklas Luman's system theory]. 2015. № 11. рр. 148−155.
5. Trager G., Hall E. Culture and Communication: A Model and an Analysis // Explorations. 1954. № 3. рр. 157–249.
Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 13.10.2023, одобрена после рецензирования 27.10.2023, принята к публикации 01.11.2023.
The article was submitted 13.10.2023, approved after reviewing 27.10.2023, accepted for publication 01.11.2023.
Для цитирования: Бондарева С. Е., Морозова А. С. Значение межкультурной коммуникации // Вопросы образования в обществе. 2023. № 1 (5). С. 38−50.
ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ МИРА
WORLD LITERATURE
УДК 82.01/.09+821
DOI 10.34286/2712-7400-2023-5-1-51-57
Елена Валерьевна Гнездилова, кандидат филологических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой связей с общественностью, речевой коммуникации и туризма, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва
Национальные культурные коды в драме Т. Уильямса
«Орфей спускается в ад»
Аннотация. Рассмотрены особенности создания национальных культурных кодов в пьесе «Орфей спускается в ад» американского драматурга Теннесси Уильямса, одного из выдающихся драматургов XX века. Пьеса, написанная в 1957 году, является оригинальным воплощением главных идей в мировидении драматурга и интересным объектом для выявления особенностей формирования национального культурного кода американцев во второй половине XX века. Именно в этой пьесе наиболее ярко и зримо воплощена главная тема в творчестве драматурга – взаимоотношения дельцов и героев-одиночек, чья внутренняя утонченность и обостренная чувствительность противостоит прагматизму и жестокости современного мира. Соединяя в одном контексте античной мифологемы, христианских мотивов, а также индейских аллюзий и образов, автор обозначает те пласты культурных и исторический реалий, которые являются неотъемлемой частью американского мировосприятия, частями той знаковой системы, которую мы называем «национальным мировосприятием», «национальной картиной мира». Данные культурные коды выполняют в тексте смыслопорождающую функцию, с помощью которой автор выражает определенные культурные и аксиологические смыслы.
Ключевые слова: культурный код, национальные ценности, поэтический театр, Теннесси Уильямс, американская мечта, американская культура, сравнительное литературоведение.
Elena V. Gnеzdilova, Ph. D. of Philological Sciences, Associate Professor, Acting Head of the Department of Public Relations, Speech Communication and Tourism, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow
National cultural codes in T. Williams' drama «Orpheus descending»
Abstract. The article discusses the features of creating national cultural codes in the play "Orpheus Descends into Hell" by the American playwright Tennessee Williams, one of the outstanding playwrights of the 20th century. The play, written in 1957, is an original embodiment of the main ideas in the playwright's worldview and an interesting object for revealing the features of the formation of the national cultural code of Americans in the second half of the 20th century. It is in this play that at all levels of poetics the main theme of the entire work of the playwright is embodied - the confrontation of two worlds: the world of "masters of life" and the world of lone heroes; the tragedy of the restless people, whose inner refinement and heightened sensitivity opposes the world of rudeness and cruelty. Thanks to the imposition of ancient mythology and Christian motifs, as well as the introduction of Indian allusions and images into the narrative, the author symbolically represents those layers of cultural and historical realities that are an integral part of the American worldview of the indicated period, parts of that sign system, which we call "national worldview", "national picture of the world". These cultural codes perform a meaning-generating function in the text, with the help of which the author expresses certain cultural and axiological meanings.
Keywords: cultural code, national values, poetic theatre, Tennessee Williams, American dream, American culture, comparative literature.
Библиографический список
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб. : Corpus, 2019. 704 с.
- Красных В. В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык, сознание, коммуникация. 2001. Вып. 19. С. 5–19.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М. : Прогресс, 1989. 616 с.
- Маслова В. А. Лингвокультурология. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
- Гнездилова Е. В. Миф и создание поэтической картины мира // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Лингвистика и педагогика». 2016. № 3 (20). С. 21–27.
- Тресиддер Д. Словарь символов. М. : Республика, 1996. 335 с.
- Costello D. P. Tennessee Williams’ Fugitive Kind // Tennessee Williams. A collected of critical essays. New-Jersey, 1977. рp. 106−122.
- Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М. : Лабиринт,1997.448 с.
- Зверев А. М. XX век как литературная эпоха // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М. : ИМЛИ РАН, 2002. С. 6–46.
- Уильямс Т. Орфей спускается в ад // Стеклянный зверинец и еще девять пьес. М. , 1967. 723 с.
- Засурский Я. Н. Фрейдизм в литературе США // Американская литература XX века. М. : МГУ, 1964. 504 с.
References
- Eko U. Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu [The Absent Structure. Introduction to Semiology]. SPb. : Corpus, 2019. 704 р.
- Krasnyh V. V. Kody i etalony kul'tury (priglashenie k razgovoru) [Codes and standards of culture (invitation to conversation)] // Yazyk, soznanie, kommunikaciya. 2001. Vyp. 19. рр. 5–19.
- Bart R. Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika [Selected Works. Semiotics. Poetics]. M. : Progress, 1989. 616 р.
- Maslova V. A. Lingvokul'turologiya [Linguoculturology]. M. : Izdatel'skij centr «Akademiya», 2001. 208 р.
- Gnezdilova E. V. Mif i sozdanie poeticheskoj kartiny mira [Myth and the creation of poetic picture of the world] // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Lingvistika i pedagogika». 2016. № 3 (20). рр. 21–27.
- Tresidder D. Slovar' simvolov [Dictionary of Symbols]. M. : Respublika, 1996. 335 р.
- Costello D. P. Tennessee Williams’ Fugitive Kind // Tennessee Williams. A collected of critical essays. New-Jersey, 1977. рp. 106−122.
- Frejdenberg O. Poetika syuzheta i zhanra [Poetics of Plot and Genre]. M.: Labirint,1997.448 р.
- Zverev A. M. XX vek kak literaturnaya epoha [XX century as a literary epoch] // Hudozhestvennye orientiry zarubezhnoj literatury XX veka. M. : IMLI RAN, 2002. рр. 6–46.
- Uil'yams T. Orfej spuskaetsya v ad [Orpheus Descends into Hell] // Steklyannyj zverinec i eshche devyat' p'es. M. , 1967. 723 р.
- Zasurskij Ya. N. Frejdizm v literature SSHA [Freudism in the literature of the USA] // Amerikanskaya literatura XX veka. M. : MGU, 1964. 504 р.
Статья поступила в редакцию 13.09.2023, одобрена после рецензирования 27.09.2023, принята к публикации 01.10.2023.
The article was submitted 13.09.2023, approved after reviewing 27.09.2023, accepted for publication 01.10.2023.
Для цитирования: Гнездилова Е. В. Национальные культурные коды в драме Т. Уильямса «Орфей спускается в ад» // Вопросы образования в обществе. 2023. № 1 (5). С. 51–57.