Выпуск № 2

СОДЕРЖАНИЕ

 

Региональная и отраслевая экономика


 

Труба А. С., Ковалева Е. В. 

Теоретические аспекты организационно-экономического механизма ресурсного потенциала АПК...................................

7

Пирогова О. Е. , Засенко В. Е. , Гильметдинов Р. А.                                       

Основные направления развития конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей                                 

на региональном уровне.................................................................................................................................................

16

Методология и технологии профессионального образования


 
   
Кизлевич Е. Е.  
   

Исследование основ международного опыта и проблем внутрифирменного                                   

профессионального обучения персонала..................................................................................................................

25

Грязнева С. А.

 
   

Реализация научно-методического сопровождения практической подготовки студентов колледжа                       

в условиях сетевого взаимодействия...................................................................................................................... 

32

   

Челышева А. С.

Педагогический дизайн образовательной среды профессионально ориентированной иноязычной

подготовки будущих специалистов сферы туризма..................................................................................................

 

41

Козленкова Е. Н., Некрасова М. И.

Инновационный подход к обучению в колледже:                                                                       

метод case–study в электронных образовательных ресурсах...........................................................

 

49

CONTENT

 

Regional and branch economics


 

Truba A. S. , Kovaleva E. V.

Theoretical aspects of organisational and economic mechanism resource potential                                                     

of the agro-industrial complex...................................................................................................................................

 

7

Pirogova O. E., Zasenko V. E., Gilmetdinov R. A.                                 

The main directions of development of competitiveness of domestic producers at the regional level................................

 

16

Methodology and technologies vocational education


 
   
Kizlevich E. E.  
   
Research on the basics of international experience and problems of in-house professional training of personnel................ 25

Gryazneva S. A.

 

Implementation of scientific and methodological support for practical training of college students in the

context of network interaction........................................................... 

 32

Chelysheva A. S.

Instructional design of educational environment for professionally oriented foreign language training                           

of future tourism specialists.......................................................................................................................................

 

41

Kozlenkova E. N. , Nekrasova M. I.

An innovative approach to college education:                                                                                   

the case-study method in electronic educational resources................................................................

 

49

 

Региональная и отраслевая экономика

Regional and branch economics

 

 

УДК 338.431

DOI 10.34286/1995-4638-2024-95-2-7-15

 

Анатолий Сергеевич Труба, доктор экономических наук, профессор, ORCID 0000-0002- Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, Россия, Москва

Елена Васильевна Ковалева, кандидат экономических наук, доцент, ORCID 0000-0002- 6499-5727, SPIN-код: 4766-8507, AuthorID: 805818,

ResearcherID 0000-0002-6499-5727, e79е@yandex.ru

Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва

 

Теоретические аспекты организационно-экономического механизма ресурсного потенциала АПК

 

Аннотация. Показано, что рациональное использование ограниченных ресурсов в экономической системе обусловливается ресурсным потенциалом. Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо эффективное использование совокупного ресурсного потенциала АПК, его активизация. Рассмотренные классификации различных типов и видов организационно-экономического механизма позволяют сделать вывод, что сущность раскрывается через категории «система» и «совокупность», состоящие из элементов, подсистем и т. д. Для активизации ресурсного потенциала необходимо государственное регулирование его подсистем. Определено, что воспроизводственные процессы технических ресурсов АПК на качественно новой научно-технической основе повышают эффективность производства и позволяют обеспечить экономический рост. Предложена структура организационно-экономического механизма государственного регулирования активизации ресурсного потенциала. Формирование баланса между сложившимися внешними условиями и внутренним потенциалом организаций, государства и других стран позволяет удержать конкурентоспособные позиции на ресурсном и товарном рынках через ускорение процесса цифровизации. Выявлено, что недостаточная активизация внедрения современных технологий создает определенные барьеры на пути модернизации АПК в целом. Отмечено, что синергия элементов, подсистем организационно-экономического механизма активизации ресурсного потенциала АПК повысит удовлетворение «новых» потребностей субъектов экономики.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, ресурсы, воспроизводство, ресурсный потенциал, качество, сельское хозяйство, элементы организационно-экономического механизма, эффективность производства, активизация ресурсного потенциала АПК.

 

Anatoly S. Truba, Advanced Doctor in Economic Sciences, Professor, ORCID 0000-0002-4011- Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

All-Russian Research Institute of Fisheries and Oceanography, Russia, Moscow

Elena V. Kovaleva, Ph. D. of Economic Sciences, Associate Professor, ORCID 0000-0002-6499-5727, SPIN-код: 4766-8507, AuthorID: 805818,

ResearcherID 0000-0002-6499-5727, e79е@yandex.ru

Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

 

Theoretical aspects of organisational and economic mechanism resource potential of the agro-industrial complex

 

Abstract. It is shown that the rational use of limited resources in the economic system is conditioned by the resource potential. To ensure food security it is necessary to effectively use the aggregate resource potential of agro-industrial complex, its activation. The considered classifications of various types and kinds of organisational and economic mechanism allow us to conclude that the essence is revealed through the categories of “system” and “totality”, consisting of elements, subsystems, etc. To activate the resource potential it is necessary to state regulation of its subsystems. It is determined that reproduction processes of technical resources of agro-industrial complex on a qualitatively new scientific and technical basis increase the efficiency of production and allow to ensure economic growth. The structure of the organisational and economic mechanism of state regulation of resource potential activation is proposed. The formation of a balance between the existing external conditions and the internal potential of organisations, the state and other countries allows to keep competitive positions in the resource and commodity markets through the acceleration of the digitalisation process. It has been revealed that the insufficient activation of the introduction of modern technologies creates certain barriers to the modernisation of the agro-industrial complex as a whole. It is noted that the synergy of elements, subsystems of the organisational and economic mechanism of activation of the resource potential of the agro-industrial complexwillincreasethe satisfaction of “new” needsofthesubjectsoftheeconomy.

Keywords: organisational and economic mechanism, resources, reproduction, resource potential, quality, agriculture, elements of organisational and economic mechanism, production efficiency, activation of resource potential of agro-indus- trial complex.

 

Библиографический список

 

  1. Ковалева Е. В. Некоторые теоретические вопросы экономической оценки качества машин // Международный научный журнал. № 4. С. 43−50. DOI 10.34286/1995- 4638-2019-67-4-43-50.
  2. Конкин Ю. А., Ковалева Е. В. Методологические и методические подходы к совершенствованию экономической оценки качества техники // Техника и оборудование для села. 2015. № 8. С. 45−48.
  3. Землеустройство, оценка качества и эффективность использования деградированных земель: экономический и экологический аспекты / М. П. Шубич, С. И. Носов, Б. Е. Бондарев [и др.]. М. : ООО «Мегаполис», 422 с. ISBN 978-5-6042398-0-3.
  4. Миско К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования). М. , 1991. С. 9.
  5. Фонотов А. Г. Ресурсный потенциал: планирование, управление. М. , С. 14.
  6. Марков А. К. Теория и методология исследования качества роста в сельском хозяйстве // Фундаментальные исследования. № 5. С. 131−135. DOI 10.17513/fr.42759.
  7. Улезько А. В. Стратегия формирования и тактика использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий: автореф. дис. … доктора экономических наук : 08.00.05 / Улезько Андрей Валерьевич. Воронеж, 2004. С. 14.
  8. Жигунова О. А. Методология анализа и прогнозирования экономического потенциала предприятия : автореф. дис. … доктора экономических наук : 00.05 / Жигунова Ольга Александровна. Екатеринбург , 2010. С. 14.
  9. Марков А. К. Организационно-экономический механизм обеспечения качества экономического роста в сельском хозяйстве : дис. ... доктора экономических наук :

08.00.05 / Марков Андрей Кириллович, 2021. 285 с.

  1. Сёмин А. Н. Научные основы формирования экономических механизмов: формы, типы, виды // Агропродовольственная политика России. № 5. С. 5−12.
  2. Ковалева Е. В. Теоретические аспекты воспроизводства ресурсов в сельском хозяйстве // Техника и оборудование для села. 2021. № 1 (283). С. 2−6.
  3. Ковалева Е. В., Арзамасцева Н. В. Формирование основных стратегических направлений развития цифровой трансформации компаний в сельском хозяйстве // Международный научный журнал. № 4(85). С. 45−54. DOI 10.34286/1995-4638-2022-85-4-45-54.

 

References

 

  1. Kovaleva V. Nekotorye teoreticheskie voprosy ekonomicheskoj ocenki kachestva mashin [Some theoretical issues of economic evaluation of the quality of machines] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2019. № 4. pp. 43−50. DOI 10.34286/1995-4638-2019-67-4-43-50.
  2. Konkin A., Kovaleva E. V. Metodologicheskie i metodicheskie podhody k sovershenstvovaniyu ekonomicheskoj ocenki kachestva tekhniki [Methodological and methodological approaches to improving the economic assessment of machinery quality] // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2015. № 8. pp. 45−48.
  3. Zemleustrojstvo, ocenka kachestva i effektivnost’ ispol’zovaniya degradirovannyh zemel’: ekonomicheskij i ekologicheskij aspekty [Land management, quality assessment and efficiency of degraded land use: economic and environmental aspects] / P. Shubich, S. I. Nosov, B. E. Bondarev [i dr.]. M. : OOO «Megapolis», 2019. 422 p. ISBN 978-5-6042398-0-3.
  4. Misko M. Resursnyj potencial regiona (teoreticheskie i metodicheskie aspekty issledovaniya) [Resource potential of the region (theoretical and methodological aspects of research)]. M. , 1991. p. 9.
  5. Fonotov G. Resursnyj potencial: planirovanie, upravlenie [Resource potential: planning, management]. M. , 1985. p. 14.
  6. Markov K. Teoriya i metodologiya issledovaniya kachestva rosta v sel’skom hozyajstve [Theory and methodology of the study of the quality of growth in agriculture] // Fundamental’nye issledovaniya. 2020. № 5. pp. 131−135. DOI 10.17513/fr.42759.
  7. Ulez’ko V. Strategiya formirovaniya i taktika ispol’zovaniya resursnogo potenciala sel’skohozyajstvennyh predpriyatij [Strategy of formation and tactics of use of resource potential of agricultural enterprises]: avtoref. dis. … doktora ekonomicheskih nauk : 08.00.05 / Ulez’ko Andrej Valer’evich. Voronezh, 2004. p. 14.
  8. Zhigunova A. Metodologiya analiza i prognozirovaniya ekonomicheskogo potenciala predpriyatiya [Methodology of the analysis and forecasting of the economic potential of the enterprise] : avtoref. dis. … doktora ekonomicheskih nauk : 08.00.05 / Zhigunova Ol’ga Aleksandrovna. Ekaterinburg , 2010. p. 14.
  9. Markov K. Organizacionno-ekonomicheskij mekhanizm obespecheniya kachestva ekonomicheskogo rosta v sel’skom hozyajstve [Organisational and economic mechanism for ensuring the quality of economic growth in agriculture] : dis. ... doktora ekonomicheskih nauk : 08.00.05 / Markov Andrej Kirillovich, 2021. 285 p.
  10. Syomin N. Nauchnye osnovy formirovaniya ekonomicheskih mekhanizmov: formy, tipy, vidy [Scientific foundations of the formation of economic mechanisms: forms, types, types] // Agroprodovol’stvennaya politika Rossii. 2012. № 5. pp. 5−12.
  11. Kovaleva V. Teoreticheskie aspekty vosproizvodstva resursov v sel’skom hozyajstve [Theoretical aspects of resource reproduction in agriculture] // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2021. № 1 (283). pp. 2−6.
  12. Kovaleva V., Arzamasceva N. V. Formirovanie osnovnyh strategicheskih napravlenij razvitiya cifrovoj transformacii kompanij v sel’skom hozyajstve [Formation of the main strategic directions of development of digital transformation of companies in agriculture] // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2022. № 4(85). pp. 45−54. DOI 10.34286/1995-4638-2022-85-4-45-54.

 

© Труба А. С., Ковалева Е. В., 2024.

Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 7−15.

© Truba A. S., Kovaleva E. В., 2024.

International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). рр. 7–15.

 

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.02.2024, одобрена после рецензирования 26.02.2024, принята к публикации 28.02.2024.

The article was submitted 17.02.2024, approved after reviewing 26.02.2024, accepted for publication 28.02.2024.

Для цитирования:

Труба А.С., Ковалева Е. В. Теоретические аспекты организационно-экономического механизма ресурсного потенциала АПК // Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 7–15.

For citation:

Truba A. S., Kovaleva E. V. Theoretical aspects of the organisational and economic mechanism of the resource potential of the agro-industrial complex // International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). рр. 7–15.

 

 

УДК 332.146.2+339.137.2

DOI 10.34286/1995-4638-2024-95-2-16-24

 

Оксана Евгеньевна Пирогова, доктор экономических наук, доцент, ORCID 0000-0002- 9147-0758, Web of Science Researcher ID H-5687-2018, SPIN-код 4661-9262,                                  AuthorID: 408907, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли,

Высшая школа сервиса и торговли, Россия, Санкт-Петербург

Вилена Евгеньевна Засенко, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, ORCID 0000-0003-2907-5914, Web of Science Researcher ID P-7980-2017, SPIN-код 7445-6056, AuthorID 325365, SCOPUS ID 5720050386, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,                                                                                                                                                                                Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Высшая школа сервиса и торговли, Россия, Санкт-Петербург

Руслан Альбертович Гильметдинов, аспирант, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВПО ЦС РФ Российский университет кооперации, Россия, г. Казань

 

Основные направления развития конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на региональном уровне

Аннотация. Статья посвящена анализу и поиску направлений развития конкурентоспособности отечественных предприятий производственной сферы на региональных рынках. Актуальность темы исследования обусловлена существенным влиянием санкционных ограничений, которые оказывают негативное влияние на экономическое состояние импортозависимых предприятий и отраслей. Конкурентоспособность в данных условиях является важнейшим драйвером развития. В работе проанализированы основные проблемы, связанные с обеспечением конкурентоспособности предприятий реального сектора в текущих условиях. На примере Республики Татарстан проанализировано и представлено текущее состояние предприятий реального сектора. Выделены показатели, отражающие текущее состояние конкурентной среды и экономический уровень региона. Определены основные направления стратегии развития конкурентоспособности предприятий производственного сектора в Республике Татарстан. Проанализированы меры поддержки конкурентоспособности предприятий реального сектора в Республике Татарстан. Выявлены наиболее эффективные направления, повышающие уровень конкурентоспособности в регионе.

Ключевые слова: развитие экономики, развитие региона, Республика Татарстан, развитие конкурентоспособности, развитие отечественных товаропроизводителей.

 

Oksana E. Pirogova, Advanced Doctor in Economic Sciences, Associate Professor, ORCID 0000- 0002-9147-0758, Web of Science Researcher ID H-5687-2018,                                                          SPIN-код 4661-9262, AuthorID: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.';document.getElementById('cloake973f76b57b0bf8a13efdfe008be7b89').innerHTML += ''+addy_texte973f76b57b0bf8a13efdfe008be7b89+'<\/a>';

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Industrial Engineering and Management, Economics, and Trade, Higher School of Service and Trade, Russia, Saint Petersburg

 

Vilena E. Zasenko, Advanced Doctor in Economic Sciences, Professor of the Department of Economic Theory, ORCID 0000-0003-2907-5914, Web of Science Researcher ID P-7980-2017,                    SPIN-код 7445-6056, AuthorID: 325365, SCOPUS 57200503867, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Institute of Industrial Engineering and Management, Economics, and Trade, Higher School of Service and Trade, Russia, Saint Petersburg

Ruslan A. Gilmetdinov, Postgraduate, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Kazan Cooperative Institute (branch) of the ANOO HPE of the Central Committee of the Russian Federation “Russian University of Cooperation”, Russia, Kazan

 

The main directions of development of competitiveness of domestic producers at the regional level

 

Abstract. The article is devoted to the analysis and search for directions for the development of competitiveness of domestic enterprises in the production sector in regional markets. The relevance of the research topic is due to the significant impact of sanctions restrictions, which have a negative impact on the economic condition of import-dependent enterprises and industries. Competitiveness in these conditions is the most important driver of development. The paper analyzes the main problems associated with ensuring the competitiveness of enterprises in the real sector in the current conditions. Using the example of the Republic of Tatarstan, the current state of enterprises in the real sector is analyzed and presented. The indicators reflecting the current state of the competitive environment and the economic level of the region are highlighted. Using the example of the Republic of Tatarstan, the current state of enterprises in the real sector is analyzed and presented. The main directions of the strategy for the development of competitiveness of enterprises in the manufacturing sector in the Republic of Tatarstan have been determined. Measures to support the competitiveness of real sector enterprises in the Republic of Tatarstan are analyzed. The most effective directions that increase the level of competitiveness in the region have been identified.

Keywords: economic development, regional development, Republic of Tatarstan, development of competitiveness, development of domestic producers.

 

Библиографический список

 

  1. Оценка и обеспечение конкурентоспособности производственных комплексов и компаний / В. В. Криворотов, А. В. Калина, С. Е. Ерыпалов [и др.]: монография / под ред. В. В. Криворотова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 466 с.
  2. Тромпеннарс Ф., Куберг П. Х. 100 ключевых моделей и концепций управления / пер. с англ. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 640 с.
  3. Горбашко Е. А. Управление конкурентоспособностью: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 427 с.
  4. Литвинова А. В., Талалаева Н. С., Парфенова М. В. Развитие методических подходов к оценке результативности импортозамещения в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. № 4. С. 67−85.
  5. Миронова О. А. Проблемы обеспечения экономической безопасности России в условиях импортозамещения // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1(30). С. 35−42.
  6. Парахина Л. В., Мусаева Х. М. Управление конкурентоспособностью региона в условиях санкционного давления на Россию // Деловой вестник предпринимателя. № 9(3). С. 87−91.
  7. Выжитович А. М., Ершов П. А. Импортозамещение: актуальные механизмы и инструменты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Т. 11. № 38(323). С. 52−64.
  8. Драпеза Е. В., Андреева Е. С. Определение, содержание и механизмы поддержки процедур импортозамещения на современных российских предприятиях // Конкурентоспособность в современном мире: экономика, наука, технологии. № 6. С. 25−27.
  9. Пирогова О. Е., Иванов А. П. Влияние бренда на конкурентоспособность предприятия: Сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции «Смирновские чтения – 2023». Международный банковский институт имени Анатолия Собчака. СПб. , 2023. С. 251–256.
  10. Пирогова О. Е., Кириллова Д. А. Исследование и обоснование показателей экономической эффективности деятельности онлайн-платформ // Наука и бизнес: пути развития 2021. № 9 (123). С. 114–119.
  11. Закон РТ от 06.2015 №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL. https://docs.cntd.ru/document/428570021.
  12. Доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Татарстан в 2022 году [Электронный ресурс]. URL: https://mert. ru/file/pub/pub_3642741.pdf?ysclid=ltj0o1bdpk570549083.

 

References

 

  1. Ocenka i obespechenie konkurentosposobnosti proizvodstvennyh kompleksov i kompanij [Assessment and ensuring the competitiveness of production complexes and companies] / V. Krivorotov, A. V. Kalina, S. E. Erypalov [i dr.]: monografiya / pod red. V. V. Krivorotova. : YUNITI-DANA, 2021. 466 p.
  2. Trompennars , Kuberg P. H. 100 klyuchevyh modelej i koncepcij upravleniya [100 key models and concepts of management] / per. s angl. M. : Mann, Ivanov i Ferber, 2019. 640 p.
  3. Gorbashko A. Upravlenie konkurentosposobnost’yu [Competitiveness management]: uchebnik dlya vuzov. 3-e izd., ispr. i dop. M. : Yurajt, 2023. 427 p.
  4. Litvinova V., Talalaeva N. S., Parfenova M. V. Razvitie metodicheskih podhodov k ocenke rezul’tativnosti importozameshcheniya v Rossii [Development of methodological approaches to assessing the effectiveness of import substitution in Russia] // Ekonomicheskie i social’nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2019. T. 12. № 4. pp. 67−85.
  5. Mironova A. Problemy obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii v usloviyah importozameshcheniya [Problems of ensuring economic security of Russia in the conditions of import substitution] // Akademicheskij vestnik Rostovskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2018. № 1(30). pp. 35−42.
  6. Parahina V., Musaeva H. M. Upravlenie konkurentosposobnost’yu regiona v usloviyah sankcionnogo davleniya na Rossiyu [Managing the competitiveness of the region in the conditions of sanctions pressure on Russia] // Delovoj vestnik predprinimatelya. 2022. № 9(3). pp. 87−91.
  7. Vyzhitovich M., Ershov P. A. Importozameshchenie: aktual’nye mekhanizmy i instrumenty [Import substitution: current mechanisms and tools] // Nacional’nye interesy: prioritety i bezopasnost’. 2015. T. 11. № 38(323). pp. 52−64.
  8. Drapeza V., Andreeva E. S. Opredelenie, soderzhanie i mekhanizmy podderzhki procedur importozameshcheniya na sovremennyh rossijskih predpriyatiyah [Definition, content and support mechanisms of import substitution procedures at modern Russian enterprises] // Konkurentosposobnost’ v sovremennom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2023. № 6. pp. 25−2.
  9. Pirogova E., Ivanov A. P. Vliyanie brenda na konkurentosposobnost’ predpriyatiya [Influence of brand on the competitiveness of the enterprise]: Sbornik materialov XXII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Smirnovskie chteniya – 2023». Mezhdunarodnyj bankovskij institut imeni Anatoliya Sobchaka. SPb., 2023. pp. 251–256.
  10. Pirogova E., Kirillova D. A. Issledovanie i obosnovanie pokazatelej ekonomicheskoj effektivnosti deyatel’nosti onlajn-platform [Research and substantiation of indicators of economic efficiency of online platforms] // Nauka i biznes: puti razvitiya. 2021. № 9 (123). pp. 114–119.
  11. Zakon RT ot 06.2015 №40-ZRT «Ob utverzhdenii Strategii social’no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda» [On approval of the Strategy of socio-economic development of the Republic of Tatarstan until 2030]. URL. https://docs.cntd. ru/document/428570021.
  12. Doklad o sostoyanii i razvitii konkurentnoj sredy na rynkah tovarov, rabot i uslug Respubliki Tatarstan v 2022 godu [Report on the state and development of the competitive environment in the markets of goods, works and services of the Republic of Tatarstan in 2022]. URL: https://mert.tatarstan.ru/file/pub/pub_3642741.pdf?ysclid=ltj0o1bdpk570549083.

 

© Пирогова О. Е., Засенко В. Е., Гильметдинов Р. А., 2024. Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 16–24.

© Pirogova O. E., Zasenko V. E., Gilmetdinov R. A., 2024. International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). рр. 16–24.

 

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

 

Статья поступила в редакцию 07.02.2024, одобрена после рецензирования 13.02.2024, принята к публикации 15.02.2024.

The article was submitted 07.02.2024, approved after reviewing 13.02.2024, accepted for publication 15.02.2024.

Для цитирования:

Пирогова О. Е., Засенко В. Е., Гильметдинов Р. А. Основные направления развития конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на региональном уровне // Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 16–24.

For Citation:

Pirogova O. E., Zasenko V. E., Gilmetdinov R. A. Main directions of development of competitiveness of domestic commodity producers at the regional level // International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). рр. 16–24.

 

 

 Методология и технологии профессионального образования

Methodology and technologies vocational education

 

УДК 378.14.015.62

DOI 10.34286/1995-4638-2024-95-2-25-31

 

Евгений Евгеньевич Кизлевич, аспирант, kizlevicАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Институт экономики и управления в АПК, Россия, Москва

 

Исследование основ международного опыта и проблем внутрифирменного профессионального обучения персонала

 

Аннотация. Статья посвящена анализу международного опыта организации внутрифирменного профессионального обучения персонала и проблемам, с которыми сталкиваются различные компании при осуществлении такого обучения. Исследование основано на систематическом обзоре материалов, включающих в себя научные статьи, журналы и диссертации. В статье рассматриваются такие аспекты, как повышение актуальности профессионального обучение персонала внутри предприятия и анализ международного опыта организации внутрифирменного обучения. В результате анализа были выявлены основные стратегии и методы, применяемые различными международными компаниями для развития профессиональных навыков своих сотрудников. В рамках данного исследования также рассмотрены различные модели и подходы, которые применяются в США, Франции, Японии и Великобритании, и опыт внедрения корпоративной подготовки кадров в них. Изучено, каким сторонам развития в большей степени уделяют внимание данные страны и с какими ключевыми проблемами сталкиваются в процессе обучения персонала. Результаты анализа международного опыта и выявленные проблемы могут послужить основой для разработки более эффективных стратегий внутрифирменного профессионального обучения.

Ключевые слова: внутрифирменное профессиональное обучение, обучение персо- нала, международный опыт, развитие сотрудников, квалификация.

 

Evgeniy E. Kizlevich, Postgraduate, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Russian Timiryazev State Agrarian University, Institute of Economics and Management in Agro-Industrial Complex, Russia, Moscow

 

Research on the basics of international experience and problems of in-house professional training of personnel

 

Abstract. The article is devoted to the analysis of international experience in the organization of in-house professional training of personnel and the problems faced by various companies in the implementation of such training. The research is based on a systematic review of materials including scientific articles, journals and dissertations. The article considers such aspects as increasing the relevance of professional training of personnel within the enterprise, and analyzing the international experience of organizing in-house training. The analysis revealed the main strategies and methods used by various international companies to develop the professional skills of their employees. This study also examines various models and approaches that are used in the USA, France, Japan and the UK, and the experience of implementing corporate training in them. It has been studied which aspects of development these countries pay more attention to and what key problems they face in the personnel training process. The results of the analysis of international experience and the identified problems can serve as a basis for the development of more effective strategies for in-house professional training.

Keywords: in-house vocational training, personnel training, international experience, service manager, qualifications.

 

Библиографический список

 

  1. Герасимов М. В. Внутрифирменное обучение: теоретический аспект // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 319–323.
  2. Грачева С. Корпоративные университеты за рубежом: (история создания, опыт, современность) // Управление персоналом. 2008. № 5 (183). С. 90–95.
  3. Мирошин Д. Г. Зарубежный опыт организации внутрифирменного обучения: японская и евро-американская модель [Электронный ресурс]. URL: https://econf.rae. ru/article/8036.
  4. Трегубова Т. М., Масалимова А. Р. Зарубежные модели дополнительного профессионального образования: теоретико-методологический анализ: Научно-методическое пособие. Казань : Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 66 с.
  5. Чуланова О. Л., Тимченко Я. Н. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления // Науковедение. 2016. №1 (32).
  6. Плюшкина Т. А. Профессиональная подготовка менеджеров во Франции (опыт высших коммерческих школ) в контексте построения единого европейского образовательного пространства // КПЖ. 2019. №4.
  7. Зобкова Л. Д. Управление обучением и развитием персонала: опыт зарубежных и российских компаний [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ upravlenie-obucheniem-i-razvitiem-personala-opyt-zarubezhnyh-i-rossiyskih-kompaniy.
  8. Новиков П. П. Зарубежный опыт организации профессионального обучения персонала в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 2(28). С. 382−390. EDN
  9. Пронников В. А., Пронников В. А., Ладанов Н. Д. Управление персоналом в Японии : очерки. М. : Наука, С. 187.
  10. Курицын А. Н., Рославцев В. В., Сорохтин А. В. Организация управления и подготовка персонала в японских компаниях. М. : МНИИПУ, 1998. 96 с.

References

  1. Gerasimov V. Vnutrifirmennoe obuchenie: teoreticheskij aspekt [Intrafirm training: theoretical aspect] // Molodoj uchenyj. 2016. № 5 (109). рр. 319–323.
  2. Gracheva Korporativnye universitety za rubezhom: (istoriya sozdaniya, opyt, sovremennost’) [Corporate universities abroad: (history of creation, experience, modernity)] // Upravlenie personalom. 2008. № 5 (183). рр. 90–95.
  3. Miroshin G. Zarubezhnyj opyt organizacii vnutrifirmennogo obucheniya: yaponskaya i evro-amerikanskaya model’ [Foreign experience in organising intrafirm training: Japanese and Euro-American model]. URL: https://econf.rae.ru/article/8036.
  4. Tregubova M., Masalimova A. R. Zarubezhnye modeli dopolnitel’nogo professional’nogo obrazovaniya: teoretiko-metodologicheskij analiz [Foreign models of additional professional education: theoretical and methodological analysis]: Nauchno-metodicheskoe posobie. Kazan’ : Izdatel’stvo «Danis» IPP PO RAO, 2013. 66 р.
  5. Chulanova L., Timchenko Ya. N. Korporativnoe obuchenie personala i metody ego ocenki: podhody, instrumentarij, problemy i puti ih preodoleniya [Corporate staff training and methods of its assessment: approaches, tools, problems and ways to overcome them] // Naukovedenie. 2016. № 1 (32).
  6. Plyushkina A. Professional’naya podgotovka menedzherov vo Francii (opyt vysshih kommercheskih shkol) v kontekste postroeniya edinogo evropejskogo obrazovatel’nogo prostran- stva [Professional training of managers in France (experience of higher commercial schools) in the context of building a common European educational space] // KPZH. 2019. № 4.
  7. Zobkova D. Upravlenie obucheniem i razvitiem personala: opyt zarubezhnyh i rossijskih kompanij [Management of personnel training and development: the experience of foreign and Russian companies]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obucheniem-i-raz- vitiem-personala-opyt-zarubezhnyh-i-rossiyskih-kompaniy.
  8. Novikov P. Zarubezhnyj opyt organizacii professional’nogo obucheniya personala v sovremennyh usloviyah [Foreign experience in organising professional training of personnel in modern conditions] // Regional’nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2011. № 2(28). рр. 382−390. EDN OYHADV.
  9. Pronnikov A., Pronnikov V. A., Ladanov N. D. Upravlenie personalom v Yaponii [Personnel management in Japan]: ocherki. M. : Nauka, 1989. р. 187.
  10. Kuricyn N., Roslavcev V. V., Sorohtin A. V. Organizaciya upravleniya i podgotovka personala v yaponskih kompaniyah [Organisation of management and personnel training in Japanese companies]. M. : MNIIPU, 1998. 96 р.

 

© Кизлевич Е. Е., 2024.

Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 25−31.

© Kizlevich E. E., 2024.

International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). рр. 25–31. 

 

Статья поступила в редакцию 23.02.2024, одобрена после рецензирования 04.03.2024, принята к публикации 10.03.2024.

The article was submitted 23.02.2024, approved after reviewing 04.03.2024, accepted for publication 10.03.2024.

Для цитирования:

Кизлевич Е. Е. Исследование основ международного опыта и проблем внутрифирменного профессионального обучения персонала //                                                                    Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 25–31.

For citation:

Kizlevich E. E. Research on the basics of international experience and problems of in-house professional training of personnel // International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). рр. 25–31.

 

 

 

УДК 378.14:001.895

DOI 10.34286/1995-4638-2024-95-2-32-40

 

Светлана Андреевна Грязнева, аспирант, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8175- 2102, Web of Science Researcher ID: KHY-3864-2024, SPIN-код: 6841-3004, AuthorID: 1036171, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва

 

Реализация научно-методического сопровождения практической подготовки студентов колледжа в условиях сетевого взаимодействия

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности реализации научно-методического сопровождения практической подготовки студентов колледжа в условиях сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий-работодателей. Отмечается целостный и целенаправленный характер научно-методического сопровождения как организованной работы по созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективный процесс обучения. В ходе исследования определена структура научно-методического сопровождения практической подготовки студентов колледжа в условиях сетевого взаимодействия: методологический блок (нормативно-правовая база, методологические подходы, концептуальные положения, принципы), содержательный блок (структурно-функциональная модель практической подготовки), организационно-методический блок (организационно-педагогические условия практической подготовки, методические рекомендации по совершенствованию системы практической подготовки студентов колледжа на основе концепции дуального обучения). Обосновывается важность расширения и укрепления сотрудничества между профессиональной образовательной организацией и предприятиями-работодателями, а также необходимость создания благоприятной образовательной среды для успешного прохождения студентами практической подготовки. Выделены ключевые ориентиры научно-методического сопровождения практической подготовки: создание учебных центров на предприятиях; организация практической подготовки во время производственных практик; содействие профессиональному развитию педагогов и наставников. Основной вектор развития практической подготовки связан с созданием учебно-производственных кластеров из профессиональных образовательных организаций и предприятий-работодателей как единой системы дуального обучения.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, практическая подготовка, сетевое взаимодействие, дуальное обучение, наставник.

 

Svetlana A. Gryazneva, Postgraduate, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8175-2102, Web of Science Researcher ID: KHY-3864-2024, SPIN-code: 6841-3004, AuthorID: 1036171, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

 

Implementation of scientific and methodological support for practical training of college students in the context of network interaction

 

Abstract. The article discusses the features of the implementation of scientific and methodological support for practical training of college students in the context of network interaction between professional educational organizations and employer enterprises. The holistic and purposeful nature of scientific and methodological support is noted as organized work to create the necessary conditions that ensure an effective learning process. In the course of the study, the structure of scientific and methodological support for practical training of college students in the context of network interaction was determined: methodological block (legal framework, methodological approaches, conceptual provisions, principles), content block (structural and functional model of practical training), organizational and methodological block (organizational and pedagogical conditions for practical training, methodological recommendations for improving the system of practical training for college students based on the concept of dual training). The importance of expanding and strengthening cooperation between professional educational organizations and employer enterprises is substantiated, as well as the need to create a favorable educational environment for students to successfully complete practical training. The key guidelines for scientific and methodological support of practical training are highlighted: the creation of training centers at enterprises; organization of practical training during on-the-job training; promoting the professional development of teachers and mentors. The main vector of development of practical training is associated with the creation of educational and industrial clusters of professional educational organizations and employer enterprises as a single system of dual training.

Keywords: scientific and methodological support, practical training, networking, dual training, mentor.

 

Библиографический список

 

  1. Артемьева О. А. Научно-методическое сопровождение педагогов как фактор повышения качества образования в системе среднего профессионального образования // Евразийский научный журнал. 2016. № 9. С. 79–82.
  2. Евдокимова В. Е., Устинова Н. Н. Принципы организации сетевого взаимодействия в сфере образования // Проблемы современного педагогического образования. № 71-2. С. 122–124. EDN HWGAJK.
  3. Ильина Л. Н., Соколова И. И. Организационно-педагогические функции учебного центра предприятия в решении новых задач корпоративного обучения // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 111–117. EDN
  4. Кузнецова, И. Ю. Особенности практической подготовки студентов на базовой кафедре вуза // Непрерывное образование: XXI век. № 4 (24). С. 107–116. EDN YTRPAT.
  5. Федоров В. А., Васильев С. В. Исходные принципы построения модели подготовки конкурентоспособных рабочих в условиях промышленных предприятий // Образование и наука. № 6 (115). С. 56–76. EDN SGGOMN.
  6. Грязнева С. А. Педагогические условия модернизации практической подготовки студентов Политехнического колледжа // Агроинженерия. Т. 24, № 4. С. 69–75. DOI 10.26897/2687-1149-2022-4-69-75. EDN WQHUXM.
  7. Кубрушко П. Ф., Шингарева М. В., Атапина Ю. А. Педагогическая подготовка преподавателей системы среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2(49). С. 36–46. DOI 52944/PORT.2022.49.2.004. EDN ODFHSV.
  8. Development trends in practical training of college students in the context of digital transformation of education / Nazarova, P. Kubrushko, A. Alipichev, S. Gryazneva // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 273. Article 12059. DOI 10.1051/e3sconf/202127312059. EDN BMHWJH.
  9. Березина А. А. Роль наставничества в практической подготовке студентов // Педагогический поиск. 2021. № 12. С. 46–50. EDN
  10. Шустова Л. П., Данилов С. В., Глебова З. В. Интеграция образовательных технологий в обучении наставничеству // Поволжский педагогический поиск. № 3 (37). С. 35–41. DOI 10.33065/2307-1052-2021-3-37-35-41. EDN MSUJCX.

 

References

 

  1. Artem'eva A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [Scientific and methodological support of teachers as a factor in improving the quality of education in the system of secondary vocational education] // Evrazijskij nauchnyj zhurnal. 2016. № 9. pp. 79–82.
  2. Evdokimova E., Ustinova N. N. Principy organizacii setevogo vzaimodejstviya v sfere obrazovaniya [Principles of organisation of network interaction in education] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 71-2. pp. 122–124. EDN HWGAJK.
  3. Il'ina N., Sokolova I. I. Organizacionno-pedagogicheskie funkcii uchebnogo centra predpriyatiya v reshenii novyh zadach korporativnogo obucheniya [Organizational and pedagogical functions of the enterprise training centre in solving new problems of corporate training] // Chelovek i obrazovanie. 2018. № 4 (57). pp. 111–117. EDN VUUJOU.
  4. Kuznecova Yu. Osobennosti prakticheskoj podgotovki studentov na bazovoj kafedre vuza [Features of practical training of students at the basic department of higher education] // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2018. № 4 (24). pp. 107–116. EDN YTRPAT.
  5. Fedorov A., Vasil'ev S. V. Iskhodnye principy postroeniya modeli podgotovki konkurentosposobnyh rabochih v usloviyah promyshlennyh predpriyatij [Initial principles of building a model of competitive workers training in the conditions of industrial enterprises] // Obrazovanie i nauka. 2014. № 6 (115). pp. 56–76. EDN SGGOMN.
  6. Gryazneva A. Pedagogicheskie usloviya modernizacii prakticheskoj podgotovki studentov Politekhnicheskogo kolledzha [Pedagogical conditions of modernisation of practical training of students of Polytechnic College] // Agroinzheneriya. 2022. T. 24, № 4. pp. 69–75. DOI 10.26897/2687-1149-2022-4-69-75. EDN WQHUXM.
  7. Kubrushko F., Shingareva M. V., Atapina Yu. A. Pedagogicheskaya podgotovka prepodavatelej sistemy srednego professional’nogo obrazovaniya [Pedagogical training of teachers of the system of secondary vocational education] // Professional’noe obrazovanie i rynok truda. 2022. № 2(49). pp. 36–46. DOI 10.52944/PORT.2022.49.2.004. EDN ODFHSV.
  8. Development trends in practical training of college students in the context of digital transformation of education / Nazarova, P. Kubrushko, A. Alipichev, S. Gryazneva // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 273. Article 12059. DOI 10.1051/e3sconf/202127312059. EDN BMHWJH.
  9. Berezina A. Rol’ nastavnichestva v prakticheskoj podgotovke studentov [The role of mentoring in the practical training of students] // Pedagogicheskij poisk. 2021. № 12. pp. 46–50. EDN SOVLLM.
  10. Shustova P., Danilov S. V., Glebova Z. V. Integraciya obrazovatel'nyh tekhnologij v obuchenii nastavnichestvu [Integration of educational technologies in mentoring] // Povolzhskij pedagogicheskij poisk. 2021. № 3 (37). pp. 35–41. DOI 10.33065/2307-1052-2021- 3-37-35-41. EDN MSUJCX.

 

© Грязнева С. А., 2024.

Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 32−40.

© Gryazneva S. A., 2024.

International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). рр. 32–40.

 

Статья поступила в редакцию 13.03.2024, одобрена после рецензирования 19.03.2024, принята к публикации 22.03.2024.

The article was submitted 13.03.2024, approved after reviewing 19.03.2024, accepted for publication

23.03.2024.

 

Для цитирования:

Грязнева С. А. Реализация научно-методического сопровождения практической подготовки студентов колледжа в условиях сетевого взаимодействия // Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 32–40.

For Citation:

Gryazneva S. A. Implementation of scientific and methodological support for practical training of college students in the context of network interaction // International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). pp. 32–40.

 

 

УДК 377.1

DOI 10.34286/1995-4638-2024-95-2-41-48

 

Анастасия Сергеевна Челышева, аспирант, ORCID 0000-0002-6177-9156, researchid.Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.              Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва

 

Педагогический дизайн образовательной среды профессионально ориентированной иноязычной подготовки будущих специалистов сферы туризма

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы совершенствования педагогического дизайна образовательной среды профессионально ориентированной иноязычной подготовки будущих специалистов в сфере туризма. Раскрыта сущность профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов колледжа и ее влияние на формирование компетентного специалиста в туриндустрии. На основе теоретических исследований, а также результатов эмпирических исследований и практического опыта, обоснована необходимость развития некоторых компонентов образовательной среды профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов туристского колледжа. С целью совершенствования педагогического дизайна образовательной среды был разработан и внедрен комплекс мер, направленных на устранение указанных недостатков и повышение качества изучения иностранного языка. Предложенные меры были интегрированы во все элементы существующей образовательной системы профессионально ориентированной иноязычной подготовки в колледже. Обновленный педагогический дизайн профессионально ориентированного иностранного языка в колледже способствовал повышению качества языковой подготовки. Реализация указанных мер в образовательной системе колледжа привела к положительным результатам в области профессионально ориентированного изучения иностранного языка студентами колледжа. Мониторинг их успеваемости показал повышение уровня владения иностранным языком и стабильный рост мотивации студентов к изучению языка.

Ключевые слова: профессионально ориентированная иноязычная подготовка, педагогический дизайн, образовательная среда, студент, колледж, туриндустрия.

 

Anastasia S. Chelysheva, Postgraduate, ORCID 0000-0002-6177-9156, researchid.co/rid78955, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

 

Instructional design of educational environment for professionally oriented foreign language training of future tourism specialists

 

Abstract.In this article the author considers the issues of improving the pedagogical design of the educational environment of professionally oriented foreign language training of future specialists in tourism. The essence of professionally oriented foreign language training of college students and its influence on the formation of a competent specialist in the tourism industry is revealed. On the basis of theoretical studies, as well as the results of empirical research and practical experience, the author substantiated the necessity of developing some components of the educational environment of professionally oriented foreign language training of students of tourism college. In order to improve the pedagogical design of the educational environment, a set of measures aimed at eliminating the above-mentioned shortcomings and improving the quality of foreign language learning was developed and implemented. The proposed measures were integrated into all elements of the existing educational system of professionally oriented foreign language training at the college. The renewed pedagogical design of professionally oriented foreign language in the college contributed to the improvement of the quality of language training. The implementation of the above measures in the educational system of the college led to positive results in the field of professionally oriented foreign language learning by college students. Monitoring of their academic performance showed an increase in the level of foreign language proficiency and a stable growth of students’ motivation to study the language.

Keywords: professionally oriented foreign language training, instructional design, educational environment, student, college, travel industry.

 

Библиографический список

 

  1. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка / Е. В. Чернобай (научная редакция), Е. А. Ефимова, Ю. Н. Корешникова, М. А. Давлатова / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М. : НИУ ВШЭ, 2022. 44 с.
  2. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 365 с.
  3. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М. : Издательская фирма «Сентябрь», 128 с.
  4. Ярвилянина Е. В. Образовательная среда колледжа как пространство формирования общих компетенций студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 4 (32).
  5. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел : ОГУ, 2005. 114 с.
  6. Мухтарова Н. Р. Понятие профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. № 2. С. 95–102. EDN MVYOZD.
  7. Железкина И. И. Профессионально-ориентированная образовательная среда как условие развития активной личности // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей, Брянск, 03–04 марта 2015 года / науч. ред. и сост. Н. А. Асташова. Брянск: Издательство ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», С. 46–49.
  8. Солянкина Л. Е. Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 11(91). С. 79–85.
  9. Челышева А. С. Анализ структуры содержания профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов колледжа // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 28-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 23–24 мая 2023 года. Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, С. 229–232.
  10. Челышева А. С. Теоретическое обоснование модели обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в колледже // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 3(90). С. 25–33.

 

References

 

  1. Pedagogicheskij dizajn: rossijskaya i zarubezhnaya issledovatel’skaya povestka [Pedagogical design: Russian and foreign research agenda] / V. Chernobaj (nauchnaya redakciya), E. A. Efimova, Yu. N. Koreshnikova, M. A. Davlatova / Nacional’nyj issledovatel’skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. M. : NIU VSHE, 2022. 44 р.
  2. Yasvin A. Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modelling to designing]. M. : Smysl, 2001. 365 р.
  3. Yasvin A. Ekspertiza shkol’noj obrazovatel’noj sredy [Expertise of school educational environment]. M. : Izdatel’skaya firma «Sentyabr’», 2000. 128 s.
  4. Yarvilyanina V. Obrazovatel’naya sreda kolledzha kak prostranstvo formirovaniya obshchih kompetencij studentov [College educational environment as a space for the formation of general competences of students] // Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2018. № 4 (32).
  5. Obrazcov I., Ivanova O. Yu. Professional’no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku na neyazykovyh fakul’tetah vuzov [Vocationally-oriented foreign language teaching at non-linguistic faculties of higher education institutions]. Orel : OGU, 2005. 114 р.
  6. Muhtarova R. Ponyatie professional’no-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku na neyazykovyh fakul’tetah vuzov [The concept of professionally-oriented foreign language teaching at non-language faculties of universities] // Vestnik Moskovskogo gosu- darstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Filologicheskie nauki. 2009. № 2. рр. 95–102. EDN MVYOZD.
  7. Zhelezkina I. Professional’no-orientirovannaya obrazovatel’naya sreda kak uslovie razvitiya aktivnoj lichnosti [Professional-oriented educational environment as a condition for the development of active personality] // Aktual’nye problemy pedagogiki i obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej, Bryansk, 03–04 marta 2015 goda / nauch. red. i sost. N. A. Astashova. Bryansk: Izdatel’stvo FGBOU VPO «Bryanskij gosudarstvennyj universitet imeni akademika
  8. G. Petrovskogo», 2015. рр. 46–49.
  9. Solyankina E. Praktiko-orientirovannaya obrazovatel’naya sreda kak determinant razvitiya professional’noj kompetentnosti budushchego specialist [Practice-oriented educational environment as a determinant of the development of professional competence of a future specialist] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2010. № 11(91). рр. 79–85.
  10. Chelysheva S. Analiz struktury soderzhaniya professional’no-orientirovannoj inoyazychnoj podgotovki studentov kolledzha [Analysis of the structure of the content of professionally oriented foreign language training of college students] // Innovacii v profes- sional’nom i professional’no-pedagogicheskom obrazovanii: materialy 28-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 23–24 maya 2023 goda. Ekaterinburg : Rossijskij gosudarstvennyj professional’no-pedagogicheskij universitet, 2023. рр. 229–232.
  11. Chelysheva S. Teoreticheskoe obosnovanie modeli obucheniya professional’no-ori- entirovannomu inostrannomu yazyku v kolledzhe [Theoretical substantiation of the model of teaching professionally-oriented foreign language in college] // Municipal’noe obrazovanie: innovacii i eksperiment. 2023. № 3(90). рр. 25–33.

 

© Челышева А. С., 2024.

Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 41–48.

© Chelysheva A. S., 2024.

International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). рр. 41–48

 

Статья поступила в редакцию 17.02.2024, одобрена после рецензирования 26.02.2024, принята к публикации 03.03.2024.

The article was submitted 17.02.2024, approved after reviewing 26.02.2024, accepted for publication 03.03.2024.

 

Для цитирования:

Челышева А. С. Педагогический дизайн образовательной среды профессионально ориенти- рованной иноязычной подготовки будущих специалистов сферы туризма // Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 41–48.

For Citation:

Chelysheva A. S. Pedagogical design of educational environment of professionally oriented foreign language training of future tourism specialists // International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). рр. 41–48.

 

 

УДК 377.5

DOI 10.34286/1995-4638-2024-95-2-49-59

 

Елена Николаевна Козленкова, кандидат педагогических наук, доцент,Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва

Маргарита Игоревна Некрасова, магистр, ORSID 0009-0007-1753-1229,Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева, Россия, Москва

 

Инновационный подход к обучению в колледже: метод case–study в электронных образовательных ресурсах

 

Аннотация. Рассмотрены особенности применения метода case-study в электронных образовательных ресурсах колледжа. Проведено исследование по оценке перспективности применения метода кейсов в электронных образовательных ресурсах с позиции студентов и с позиции преподавателей. Представлен анализ преимуществ и недостатков использования метода case-study в контексте электронных образовательных ресурсов колледжа. Авторами выявлены и обобщены особенности применения метода case- study, определено место последнего в электронных образовательных ресурсах колледжа. Систематизированы и дополнены общетеоретические представления преподавателей и студентов о необходимости использования кейсов в качестве учебных задач (как информационного компонента содержания метода обучения) и критериев оценки (как технологии средств контроля и результата формирования у обучающихся профессиональных навыков и компетенций при освоении учебных дисциплин). Оценивается влияние интеграции метода кейсов с электронными образовательными ресурсами на повышение учебной мотивации и развитие практических навыков у обучающихся. Рассмотрены вопросы повышения квалификации и дополнительной подготовки преподавательского состава в области использования информационно-коммуникационных технологий и метода кейсов. Представлены рекомендации по разработке кейсов для электронных образовательных ресурсов колледжа. Обозначены перспективы внедрения метода кейсов в учебный процесс среднего профессионального образования.

Ключевые слова: метод case-study, электронные образовательные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии, студенты, колледж, образование.

 

Elena N. Kozlenkova, Ph. D. of Pedagogic Sciences, Associate Professor, ORSID 0000-0001-8230-5200, ResearcherID AAD-8911-2022, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

Margarita I. Nekrasova, магистр, ORSID 0009-0007-1753-1229,Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

 

An innovative approach to college education: the case-study method in electronic educational resources

 

Abstract. The features of the application of the case-study method in electronic educational resources of the college are considered. A study was conducted to assess the prospects of using the case study method in electronic educational resources from the position of students and from the position of teachers. An analysis of the advantages and disadvantages of using the case-study method in the context of electronic educational resources of the college is presented. The general theoretical ideas of teachers and students about the need to use cases as educational tasks (as an information component of the content of the teaching method) and evaluation criteria (as a technology of means of control and the result of the formation of students' professional skills and competencies in the development of academic disciplines) are systematized and supplemented. The influence of the integration of the case method with electronic educational resources on the increase of educational motivation and the development of practical skills among students is evaluated. The issues of advanced training and additional training of teaching staff in the field of information and communication technologies and the case study method are considered. Recommendations on the development of cases for electronic educational resources are presented.

Keywords: case-study method, electronic educational resources, information and communication technologies, students, college, education.

 

Библиографический список

 

  1. Фролов А. Л., Бекетова О. Н., Арифуллин М. В. Кейс-технология как прогрессивный и современный метод дистанционного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. № 3-3(105). С. 84–88. DOI 10.23670/IRJ.2021.105.3.075. EDN XBPOLI.
  2. Безновская В. В., Прусова В. И. Выбор образовательных технологий: традиционная модель или инновационный подход? // Вестник МАДИ. № 4 (39). С. 3–7.
  3. Фролов А. Л. Информационные технологии в современных условиях новой экономики // В сб. : Прикладные исследования и технологии ART2016/ Сборник трудов международной конференции. НОУ ВО Московский технологический институт. С. 330−334.
  4. Козлов О. А. Развитие цифровой трансформации образования: российский и зарубежный опыт // Информатика: проблемы, методы, технологии : Материалы XXI Международной научно-методической конференции, Воронеж, 11–12 февраля 2021 года. Воронеж : ООО «Вэлборн», 2021. С. 1704–1711. EDN BBBSHG.
  5. Шлыкова М. И., Баранова Е. М. Применение кейс-технологии в профессиональном самоопределении будущих бухгалтеров // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы : Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 14–25 ноября 2022 года. Том Ч. Красноярск-Челябинск-Нижний Новгород-Москва : Красноярский государственный аграрный университет, 2023. С. 236–239. EDN ERPGSN.
  6. Козленкова Е. Н., Карева А. С. Представления преподавателей образовательных учреждений об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». № 4(49). С. 80–83. EDN RAPDLN.
  7. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. № 3(47). С. 3–16. EDN SQWADW.
  8. Зайцев В. С. Кейсовое обучение студентов: учебно-методическое пособие. Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. 31 с.
  9. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. М. : ИИО РАО, 356 с.
  10. Козленкова Е. Н., Карева А. С. Информационно-коммуникационная образовательная среда подготовки специалиста глазами студентов и преподавателей // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». № 3(48). С. 103–107. EDN RAPDCH.

 

References

 

  1. Frolov L., Beketova O. N., Arifullin M. V. Kejs-tekhnologiya kak progressivnyj i sovremennyj metod distancionnogo obucheniya [Case-technology as a progressive and modern method of distance learning] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal. 2021. № 3-3(105). рр. 84–88. DOI 10.23670/IRJ.2021.105.3.075. EDN XBPOLI.
  2. Beznovskaya V., Prusova V. I. Vybor obrazovatel’nyh tekhnologij: tradicionnaya model’ ili innovacionnyj podhod? [Choice of educational technologies: traditional model or innovative approach?] // Vestnik MADI. 2014. № 4 (39). рр. 3–7.
  3. Frolov L. Informacionnye tekhnologii v sovremennyh usloviyah no-voj ekonomiki [Information technologies in modern conditions of new economy] // V sb. : Prikladnye issledovaniya i tekhnologii ART2016/ Sbor-nik trudov mezhdunarodnoj konferencii. NOU VO Moskovskij tekhnologicheskij institut. 2016. рр. 330−334.
  4. Kozlov A. Razvitie cifrovoj transformacii obrazovaniya: rossij-skij i zarubezhnyj opyt [Development of digital transformation of education: Russian and foreign experience] // Informatika: problemy, metody, tekhnologii : Materialy XXI Mezhdunarodnoj nauchno- metodicheskoj konferencii, Voronezh, 11–12 fevralya 2021 goda. Voronezh : OOO «Velborn», 2021. рр. 1704–1711. EDN BBBSHG.
  5. Shlykova I., Baranova E. M. Primenenie kejs-tekhnologii v profes-sional’nom samoopredelenii budushchih buhgalterov [Application of case-technology in professional self-definition] // Professional’noe samo-opredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy : Sbornik statej po materialam Vserossijskoj (nacional’noj) nauchno- prakticheskoj konferencii, Krasnoyarsk, 14–25 noyabrya 2022 goda. Tom Ch. 2. Krasnoyarsk- Chelyabinsk-Nizhnij Novgorod-Moskva : Krasnoyarskij gosudarstvennyj ag-rarnyj universitet, 2023. рр. 236–239. EDN ERPGSN.
  6. Kozlenkova N., Kareva A. S. Predstavleniya prepodavatelej obrazovatel’nyh uchrezhdenij ob ispol’zovanii informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v uchebno- vospitatel’nom processe [Perceptions of teachers of educational institutions about the use of information and communication technologies in the educational process] // Vestnik Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya vysshego professional’nogo obrazovaniya «Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V. P. Goryachkina». 2011. № 4(49). рр. 80–83. EDN RAPDLN.
  7. Robert V. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: vyzovy i vozmozh-nosti sovershenstvovaniya [Digital transformation of education: challenges and opportunities for improvement] // Informatizaciya obrazovaniya i nauki. 2020. № 3(47). рр. 3–16. EDN SQWADW.
  8. Zajcev S. Kejsovoe obuchenie studentov [Case-based learning of students]: uchebno- metodicheskoe posobie. Chelyabinsk : ZAO «Biblioteka A. Millera», 2018. 31 р.
  9. Robert V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya [Theory and methodology of informatisation of education] (psihologo-pedagogicheskij i tekhnologicheskij aspekty). 3-e izd. M. : IIO RAO, 2010. 356 р.
  10. Kozlenkova N., Kareva A. S. Informacionno-kommunikacionnaya obrazovatel’naya sreda podgotovki specialista glazami studentov i prepodavatelej [Information and communication educational environment of specialist training through the eyes of students and teachers] // Vestnik Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya vysshego professional’nogo obrazovaniya «Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet imeni V. P. Goryachkina». 2011. № 3(48). рр. 103–107. EDN RAPDCH.

 

© Козленкова Е. Н., Некрасова М. И., 2024.

Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 49–59.

© Kozlenkova E. N., Nekrasova M. I., 2024.

International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). рр. 49–59.

  

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

 

Статья поступила в редакцию 20.03.2024, одобрена после рецензирования 29.03.2024, принята к публикации 30.03.2024.

The article was submitted 20.03.2024, approved after reviewing 29.03.2024, accepted for publication 30.03.2024.

 

Для цитирования:

Козленкова Е. Н., Некрасова М. И. Инновационный подход к обучению в колледже: метод case – study в электронных образовательных ресурсах // Международный научный журнал. 2024. № 2 (95). С. 49–59.

For Citation:

Kozlenkova E. N., Nekrasova M. I. Innovative approach to college education: case-study method in electronic educational resources // International Scientific Journal. 2024. № 2 (95). рр. 49–59.