Выпуск № 5

                                                                                         

                                                                                    СОДЕРЖАНИЕ

ТЕХНОЛОГИИ, МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 

Митягин Г. Е., Москвичев Д. А., Пильщиков В. Л.
Разработка программного обеспечения для организации технического обслуживания
и ремонта автомобилей на автотранспортном предприятии

 

7
Захаров Ю. А. , Захаров А. Ю.
Совершенствование автономности мобильного электротранспорта
16
Долгова Л. А.
Реализация системы контроля эксплуатационных свойств моторного масла
25

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ

 
Ради Нбрас Аидл, Аббас Майтхам Худайр, Шевлюгин М. В.
Реализация проекта электрификации железной дороги Северного Ирака,
основанного на современных инженерных принципах
36

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ

 
Аль-Руфаи Фаиз Метаб Муса
Анализ схем сбора энергии пьезоэлектрических элементов
45
Усачев А. П., Рулев А. В.
Метод создания локальных зон с повышенным содержанием озона,
предотвращающий опасное воздействие ультрафиолетового излучения
53

 

                                                                                                     CONTENS

 

TECHNOLOGIES, MACHINERY AND EQUIPMENT FOR AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

 
   
Mityagin G. E., Moskvichev D. A., Pilshchikov V. L.
Software development for organizing vehicle maintenance
and repair at a motor transport enterprise
7
Zakharov Yu. A., Zakharov A. Yu.
Improving the autonomy of mobile electric vehicles
16
Dolgova L. A.
Implementation of the engine oil performance control system
25

ELECTROTECHNICAL COMPLEXES AND SYSTEMS

 
Radi Nbras Aidl, Abbas Maitham Khudayr, Shevlyugin M. V.
Implementation of the northern iraq railway electrification project based
on modern engineering principles
36

ENERGY SYSTEMS AND COMPLEXES

 
Al-Rufaee Faes Metab Mousa
Analysis of piezoelectric energy harvesting circuits
45
Usachev A. P., Rulev A. P.
A method for creating local zones with high ozone content that prevents
the dangerous effects of ultraviolet radiation
53

 

 

УДК 631.37, 629.33
DOI 10.34286/2949-4176-2024-93-5-7-15

Григорий Евгеньевич Митягин, кандидат технических наук, доцент кафедры тракторов и автомобилей института механики и энергетики имени В. П. Горячкина, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2667-9309, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, Россия, Москва
Дмитрий Александрович Москвичев, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры тракторов и автомобилей института механики и энергетики имени В. П. Горячкина ORCID: http://orcid.org/0009-0002-7082-4876, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, Россия, Москва
Владимир Львович Пильщиков, кандидат технических наук, доцент кафедры тракторов и автомобилей института механики и энергетики имени В. П. Горячкина ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5845-2518, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, Россия, Москва

Разработка программного обеспечения для организации технического обслуживания и ремонта автомобилей на автотранспортном предприятии

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс разработки программного обеспечения для автоматизации технического обслуживания и ремонта автомобилей. Основное внимание уделяется функциональным требованиям, анализу пользовательских потребностей и архитектуре приложения. Описываются ключевые компоненты системы, такие как управление записями о техническом обслуживании, ведение истории ремонтов и взаимодействие с заказчиками. Также затрагивается важность интеграции с базами данных для оптимизации хранения и обработки информации о различных моделях автомобилей и специфике их обслуживания. В статье обсуждаются методы тестирования и отладки программного обеспечения, а также варианты реализации интерфейса для удобства пользователей. Особое внимание уделено разработке программного обеспечения на платформе Python. В статье описывается архитектура системы, выбранные технологии, а также обоснование выбора Python как языка разработки благодаря его простоте, высокой практичности и большому количеству библиотек, которые ускоряют разработку и тестирование. Разработанный программный продукт обеспечивает интеграцию с другими сервисами и инструментами, такими как базы данных и инструменты анализа данных. Отдельное внимание уделяется пользовательскому интерфейсу, который был разработан с учетом потребностей пользователей, что обеспечивает удобство и интуитивность работы с программным продуктом. Основное меню, состоящее из списка автотранспортных средств, регистрационных номеров, а также услуг в области технического обслуживания и ремонта, позволяет эффективно взаимодействовать пользователю с программным продуктом. Дано описание результатов апробации разработанного программного продукта, которое показывает целесообразность разработки и внедрения на практике данной программы для повышения эффективности работы предприятий, эксплуатирующих транспортные средства благодаря улучшению качества обслуживания. Предложенный программный продукт имеет возможности дальнейшего улучшения и расширения функционала в будущем для удовлетворения меняющихся запросов клиентов. В работе даны рекомендации для разработчиков и специалистов в области эксплуатации автомобильного транспорта.
Ключевые слова: автомобиль, система технического обслуживания и ремонта, автотранспортное предприятие, программное обеспечение, язык программирования Python.

Grigory E. Mityagin, Ph. D. of Engineering Sciences, Associate Professor of the Department of Tractors and Automobiles of the Institute of Mechanics and Power Engineering named after V. P. Goryachkin, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2667-9309, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow
Dmitry A. Moskvichev, Ph. D. of Engineering Sciences, Senior Lecturer of the Department of Tractors and Automobiles of the Institute of Mechanics and Power Engineering named after V. P. Goryachkin ORCID: http://orcid.org/0009-0002-7082-4876, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow
Vladimir L. Pilshchikov, Ph. D. of Engineering Sciences, Associate Professor of the Department of Tractors and Automobiles of the Institute of Mechanics and Power Engineering named after V. P. Goryachkin ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5845-2518, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian Timiryazev State Agrarian University, Russia, Moscow

Software development for organizing vehicle maintenance and repair at a motor transport enterprise

Abstract. This article discusses the process of software development for automating car maintenance and repair. The focus is on functional requirements, user needs analysis, and application architecture. The key components of the system are described, such as managing maintenance records, maintaining repair history, and interacting with customers. The importance of integration with databases to optimize the storage and processing of information about various car models and the specifics of their maintenance is also touched upon. The article discusses software testing and debugging methods, as well as options for implementing the interface for user convenience. Special attention is paid to the development of software on the Python platform. The article describes the architecture of the system, the selected technologies, as well as the rationale for choosing Python as a development language due to its simplicity, high practicality and a large number of libraries that accelerate development and testing. The developed software product provides integration with other services and tools, such as databases and data analysis tools. Special attention is paid to the user interface, which was developed taking into account the needs of users, which provides convenience and intuitiveness of working with the software product. The main menu, consisting of a list of vehicles, registration numbers, as well as maintenance and repair services, allows the user to effectively interact with the software product. The results of the testing of the developed software product are described, which shows the expediency of developing and implementing this program in practice to improve the efficiency of enterprises operating vehicles by improving the quality of service. The proposed software product has the potential for further improvement and expansion of functionality in the future to meet the changing needs of customers. The paper provides recommendations for developers and specialists in the field of road transport operation.
Keywords: car, maintenance and repair system, motor transport company, software, Python programming language.

Библиографический список

1. Абрамов А. Н. Эксплуатационная надежность технических систем: учебное пособие. М. : МАДИ, 2019. 120 с.
2. Москвичев Д. А., Виноградов О. В. Оценка свойств надежности при техническом обслуживании перспективных автотранспортных средств сельскохозяйственного назначения // Международный технико-экономический журнал 2022. № 5-6(86). С. 96−103. DOI: 10.34286/1995-4646-2022-86-5-6-96-103.
3. Москвичев Д. А. Совершенствование методов технического обслуживания перспективных автотранспортных средств сельскохозяйственного назначения: дис. ... канд. техн. наук : 4.3.1 / Москвичев Дмитрий Александрович, М. , 2023. 250 с.
4. Москвичев Д. А., Виноградов О. В. Методика определения периодичности технического обслуживания перспективных автотранспортных средств сельскохозяйственного назначения // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2022. № 4(64). С. 112–117. DOI: 10.31563/1684-7628-2022-64-4-112-117.
5. Нетикс Трицепс – программа для автосервиса [Электронный ресурс]. URL: https://netix.ru/ts.
6. 1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом. Стандарт [Электронный ресурс]. URL: https://solutions.1c.ru/catalog/autotransport-standart/features.
7. 1C. Программы для автосалонов, дилерских центров, дилерских сетей [Электронный ресурс]. URL: https://rarus.ru/1c-auto/1c8-alfa-avto-4/.
8. 5S AUTO Система управления автобизнесом с широкими возможностями [Электронный ресурс]. URL: https://www.5systems.ru/5s-auto.
9. Программа CRM для автосервиса [Электронный ресурс]. URL: https://stocrm.ru.
10. SPlus – все необходимое для развития автосервиса в одной программе [Электронный ресурс]. URL: https://splus.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=poisk&utm_campaign=Программа_Автосервис&utm_term=Splus&utm_content.
11. TOTAL Service – Управляй автобизнесом из любой точки мира. Одна программа для ежедневной работы всей компании [Электронный ресурс]. URL: https://po-sto.ru.
12. Tezarius Программа для автосервиса [Электронный ресурс]. URL: https://tezarius.ru/carservice.
13. РемОнлайн Удобная программа для автоматизации бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://remonline.app/ru/.
14. STOOX Программное обеспечение [Электронный ресурс]. URL: https://b24-sy3mmc.bitrix24site.ru.
15. e-Service Manager Комплексное решение по управлению бизнес-процессами сервиса и последующими взаимодействиями с клиентами [Электронный ресурс]. URL: https://caroperator.ru/it_service_manager.html.
16. 10 лучших генераторов кода Python с искусственным интеллектом для разработчиков [Электронный ресурс]. URL: https://hashdork.com/ru/генераторы-кода-ai-python/.
17. Оценка достоверности экспериментальных данных технического обслуживания модульного транспорта сельскохозяйственного назначения / О. Н. Дидманидзе, Д. А. Москвичев, Р. Т. Хакимов, А. М. Спиридонов // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2023. № 5 (74). С. 104−113. DOI 10.24411/2078-1318-2023-5-104-113. EDN TGGODS.
18. Methods of analyzing the structure of the modular car park and the intensity of its operation / O. V. Vinogradov, D. A. Moskvichev, O. N. Didmanidze, E. P. Parlyuk // Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences. 2019. Vol. 6, No. 3. рр. 5289−5292. DOI 10.5281/zenodo.2592821.
19. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024683359 Российская Федерация. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»: № 2024682911: заявл. 02.10.2024: опубл. 14.10.2024 / Д. А. Москвичев, А. С. Гузалов, О. А. Евграфов, Д. А. Филимонов; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет − МСХА имени К. А. Тимирязева».

References

1. Abramov A. N. Ekspluatacionnaya nadezhnost' tekhnicheskih system [Operational reliability of technical systems]: uchebnoe posobie. M. : MADI, 2019. 120 p.
2. Moskvichev D. A., Vinogradov O. V. Ocenka svojstv nadezhnosti pri tekhnicheskom obsluzhivanii perspektivnyh avtotransportnyh sredstv sel'skohozyajstvennogo naznacheniya [Assessment of reliability properties during maintenance of promising agricultural vehicles] // Mezhdunarodnyj tekhniko-ekonomicheskij zhurnal 2022. № 5-6(86). pp. 96−103. DOI: 10.34286/1995-4646-2022-86-5-6-96-103.
3. Moskvichev D. A. Sovershenstvovanie metodov tekhnicheskogo obsluzhivaniya perspektivnyh avtotransportnyh sredstv sel'skohozyajstvennogo naznacheniya [Improvement of maintenance methods for promising agricultural vehicles]: dis. ... kand. tekhn. nauk : 4.3.1 / Moskvichev Dmitrij Aleksandrovich, M. , 2023. 250 p.
4. Moskvichev D. A., Vinogradov O. V. Metodika opredeleniya periodichnosti tekhnicheskogo obsluzhivaniya perspektivnyh avtotransportnyh sredstv sel'skohozyajstvennogo naznacheniya [Methodology for determining the frequency of maintenance of promising agricultural vehicles] // Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2022. № 4(64). pp. 112–117. DOI: 10.31563/1684-7628-2022-64-4-112-117.
5. Netiks Triceps – programma dlya avtoservisa [Netix Triceps – a program for car service]. URL: https://netix.ru/ts.
6. 1S:Predpriyatie 8. Upravlenie Avtotransportom. Standart [1C: Enterprise 8. Vehicle Management. The standard]. URL: https://solutions.1c.ru/catalog/autotransport-standart/features.
7. 1C. Programmy dlya avtosalonov, dilerskih centrov, dilerskih setej [1C. Programs for car dealerships, dealerships, dealer networks]. URL: https://rarus.ru/1c-auto/1c8-alfa-avto-4/.
8. 5S AUTO Sistema upravleniya avtobiznesom s shirokimi vozmozhnostyami [5S AUTO Car business management system with extensive capabilities]. URL: https://www.5systems.ru/5s-auto.
9. Programma CRM dlya avtoservisа [CRM program for car service]. URL: https://stocrm.ru.
10. SPlus – vse neobhodimoe dlya razvitiya avtoservisa v odnoj programme [SPlus – everything necessary for the development of a car service in one program]. URL: https://splus.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=poisk&utm_campaign=Programma_Avtoservis&utm_term=Splus&utm_content.
11. TOTAL Service – Upravlyaj avtobiznesom iz lyuboj tochki mira. Odna programma dlya ezhednevnoj raboty vsej kompanii [TOTAL Service – Manage your car business from anywhere in the world. One program for the daily work of the entire company]. URL: https://po-sto.ru.
12. Tezarius Programma dlya avtoservisa [Tezarius Program for car service]. URL: https://tezarius.ru/carservice.
13. RemOnlajn Udobnaya programma dlya avtomatizacii biznesa [Remontline is a convenient program for business automation]. URL: https://remonline.app/ru/.
14. STOOX Programmnoe obespechenie [STOOX Software]. URL: https://b24-sy3mmc.bitrix24site.ru.
15. e-Service Manager Kompleksnoe reshenie po upravleniyu biznes-processami servisa i posleduyushchimi vzaimodejstviyami s klientami [e-Service Manager is a comprehensive solution for managing business processes of the service and subsequent interactions with customers]. URL: https://caroperator.ru/it_service_manager.html.
16. 10 luchshih generatorov koda Python s iskusstvennym intellektom dlya razrabotchikov [The 10 best Python code generators with artificial intelligence for developers]. URL: https://hashdork.com/ru/generatory-koda-ai-python/.
17. Ocenka dostovernosti eksperimental'nyh dannyh tekhnicheskogo obsluzhivaniya modul'nogo transporta sel'skohozyajstvennogo naznacheniya [Assessment of the reliability of experimental data on the maintenance of modular agricultural transport] / O. N. Didmanidze, D. A. Moskvichev, R. T. Hakimov, A. M. Spiridonov // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2023. № 5(74). рр. 104−113. DOI 10.24411/2078-1318-2023-5-104-113. EDN TGGODS.
18. Methods of analyzing the structure of the modular car park and the intensity of its operation / O. V. Vinogradov, D. A. Moskvichev, O. N. Didmanidze, E. P. Parlyuk // Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences. 2019. Vol. 6, No. 3. рр. 5289−5292. DOI 10.5281/zenodo.2592821.
19. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlya EVM № 2024683359 Rossijskaya Federaciya. «Tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont avtomobilej» [Car maintenance and repair]: № 2024682911: zayavl. 02.10.2024: opubl. 14.10.2024 / D. A. Moskvichev, A. S. Guzalov, O. A. Evgrafov, D. A. Filimonov; zayavitel' Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Rossijskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet − MSKHA imeni K. A. Timiryazeva».

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.09.2024, одобрена после рецензирования 12.10.2024, принята к публикации 13.10.2024.
The article was submitted 30.09.2024, approved after reviewing 12.10.2024, accepted for publication 13.10.2024.

Для цитирования: Митягин Г. Е., Москвичев Д. А., Пильщиков В. Л. Разработка программного обеспечения для организации технического обслуживания и ремонта автомобилей на автотранспортном предприятии // Международный технический журнал. 2024. № 5 (93). С. 7–15.

For citation: Mityagin G. E., Moskvichev D. A., Pilshchikov V. L. Software development for organizing vehicle maintenance and repair at a motor transport enterprise // International Technical Journal. 2024. № 5 (93). рр. 7–15.

 

УДК 621.355.9
DOI 10.34286/2949-4176-2024-93-5-16-24

Юрий Альбертович Захаров, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Эксплуатация автомобильного транспорта» автомобильно-дорожного института, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Россия, Пенза
Антон Юрьевич Захаров, исследователь-испытатель, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Россия, Пенза

Совершенствование автономности мобильного электротранспорта

Аннотация. Одной из основных проблем современного мобильного электротранспорта является малый запас хода (автономность) на одном заряде аккумуляторной батареи, являющейся источником тока для силовой установки. На основе современного опыта проектирования и производства литий-ионных аккумуляторных батарей для мобильного электротранспорта был спроектирован и изготовлен опытный образец АКБ, превосходящий по своим технико-эксплуатационным характеристикам заводские АКБ. При лабораторных испытаниях была оценена электрическая емкость АКБ, ее нагрев в разных режимах нагружения, а также проведены стресс-тесты с контролем температуры всех элементов и просадки напряжения в самых неблагоприятных случаях. Во время эксплуатационных испытаний АКБ была установлена на электровелосипед CMACEWHEEL RX20, который нагружался массой до 160 кг, общий пробег при испытаниях составил более 500 км. В процессе испытаний постоянно контролировалось напряжение АКБ, объем отданной энергии и оставшейся, температура аккумуляторных элементов, системы управления и контроля АКБ (BMS), а также силовых разъемов и проводников. В результате исследований была спроектирована и изготовлена литий-ионная АКБ для мобильного электротранспорта с номинальным напряжением 48 В, емкостью 53 А·ч и весом 16 кг. При лабораторных и эксплуатационных исследованиях АКБ показала выдающиеся характеристики по отношению к промышленным литий-ионным аккумуляторам, устанавливаемым производителями на мобильный электротранспорт. Предлагаемая аккумуляторная батарея для мобильного электротранспорта не имеет аналогов производственного исполнения как по уровню безопасности, так и по технико-эксплуатационным показателям. При этом затраты на ее изготовление вдвое меньше, чем стоимость заводской батареи с наиболее близкими характеристиками.
Ключевые слова: аккумулятор, аккумуляторная батарея, литий-ион, электротранспорт, мобильный, электропривод, ячейка, силовой кабель, токотдача, емкость, Smart BMS, силовой разъем, запас хода, «призматики».

Yuri A. Zakharov, Ph. D. of Engineering Sciences, Associate Professor, Head of the Department "Operation of Motor Transport" of the Automobile and Road Institute, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Penza State University of Architecture and Construction, Russia, Penza
Anton Yu. Zakharov, test researcher, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Penza State University of Architecture and Construction, Russia, Penza

Improving the autonomy of mobile electric vehicles

Abstract. One of the main problems of modern mobile electric transportation is a small range (autonomy) on a single charge of the battery pack, which is a source of current for the power plant. On the basis of modern experience of design and manufacture of lithium-ion accumulator batteries for mobile electric transport, a prototype of the accumulator battery, superior in its technical and operational characteristics to the factory accumulator batteries, was designed and manufactured. During laboratory tests, the electrical capacity of the battery was evaluated, its heating in different loading modes, as well as stress tests with temperature control of all elements and voltage sag in the most unfavorable cases. During the operational tests the battery was installed on an electric bicycle CMACEWHEEL RX20, which was loaded with a weight of up to 160 kg, the total mileage during the tests amounted to more than 500 km. During the tests, the battery voltage, the amount of energy delivered and remaining, the temperature of the battery cells, the battery management and control system (BMS), and the power connectors and conductors were continuously monitored. As a result of the research, a lithium-ion battery for mobile electric transport with nominal voltage of 48 V, capacity of 53 Ah and weight of 16 kg was designed and manufactured. In laboratory and operational studies, the battery has shown outstanding performance in relation to industrial lithium-ion batteries installed by manufacturers on mobile electric vehicles. The offered accumulator battery for mobile electric transport has no analogs of production execution both on a safety level, and on technical-operational indicators. At the same time, the cost of its manufacture is twice less than the cost of the factory battery with the closest characteristics.
Keywords: battery, accumulator battery, lithium-ion, electric transport, mobile, electric drive, cell, power cable, current output, capacity, Smart BMS, power connector, power reserve, “prismatic”.


Библиографический список

1. Малыхин А. Ю., Слюсарь В. В. Реализация мобильного приложения для измерения характеристик электротранспорта // Программные системы и вычислительные методы. 2014. № 3. С. 387–392. EDN SYPBEH.
2. Ноговицина Е. Н. К вопросу о проблеме эксплуатации средств индивидуальной мобильности в части соблюдения ПДД РФ // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2022. № 1(90). С. 59–65. EDN TJNXLY.
3. Юферев Л. Ю., Споров А. П. Методика расчета выбора аккумуляторных батарей для мобильного транспортного средства с электроприводом // Электротехнологии и электрооборудование в АПК. 2023. Т. 70. № 3 (52). С. 109–114. DOI 10.22314/2658-4859-2023-70-3-109-114. EDN UZFZXA.
4. Войтович Н. В. Типы и особенности литий-ионных аккумуляторных батарей для электротранспорта // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 07–08 октября 2021 года. Том 1. Минск : ИООО «Право и экономика», 2021. С. 464−469. EDN SYUHUD.
5. Аргун Щ. В. Определение наиболее эффективных тяговых источников тока для электромобилей // Автомобильный транспорт (Харьков). 2017. № 41. С. 11–22. EDN YVDKDH.
6. Токопроводящие материалы для соединительных шин многоэлементных аккумуляторных тяговых батарей / В. А. Зеленин, А. Т. Волочко, Д. А. Патоцкий [и др.] // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-технических наук. 2021. Т. 66. № 3. С. 280–287. DOI 12.29235/1561-8358-2021-66-3-280-287. EDN MCTGLI.
7. Круглов П. Е. Использование литий-ионных аккумуляторов в качестве тяговых батарей // Качество в производственных и социально-экономических системах: сборник научных трудов 8-й Международной научно-технической конференции, Курск, 17 апреля 2020 года. Курск : Юго-Западный государственный университет, 2020. С. 244−247. EDN SRXMYB.
8. Беляев С., Коштял Ю., Рыкованов А. Принципы построения и безопасность систем электропитания на основе литий-ионных аккумуляторов // Компоненты и технологии. 2019. № 8(217). С. 68−72. EDN JKDBAM.
9. Mikolajczak C., Kahn M., White K., Long R. T. Lithium-Ion Batteries Hazard and Use Assessment. 2011. www.prba.org/wp-content/ uploads/Exponent_Report_for_NFPA_-_20111.pdf.
10. Kong L. X., Li C., Jiang J. C., Pecht M. G. Li-Ion Battery Fire Hazards and Safety Strategies // Energies. 2018. Vol. 11. No 9.

References

1. Malyhin A. Yu., Slyusar' V. V. Realizaciya mobil'nogo prilozheniya dlya izmereniya harakteristik elektrotransporta [Implementation of a mobile application for measuring the characteristics of electric transport] // Programmnye sistemy i vychislitel'nye metody. 2014. № 3. рр. 387–392. EDN SYPBEH.
2. Nogovicina E. N. K voprosu o probleme ekspluatacii sredstv individual'noj mobil'nosti v chasti soblyudeniya PDD RF [On the issue of the problem of the operation of personal mobility equipment in terms of compliance with traffic regulations of the Russian Federation] // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova. 2022. № 1(90). рр. 59–65. EDN TJNXLY.
3. Yuferev L. Yu., Sporov A. P. Metodika rascheta vybora akkumulyatornyh batarej dlya mobil'nogo transportnogo sredstva s elektroprivodom [Method of calculating the choice of batteries for an electric mobile vehicle] // Elektrotekhnologii i elektrooborudovanie v APK. 2023. T. 70. № 3 (52). рр. 109–114. DOI 10.22314/2658-4859-2023-70-3-109-114. EDN UZFZXA.
4. Vojtovich N. V. Tipy i osobennosti litij-ionnyh akkumulyatornyh batarej dlya elektrotransporta [Types and features of lithium-ion batteries for electric vehicles] // Strategiya razvitiya ekonomiki Belarusi: vyzovy, instrumenty realizacii i perspektivy: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Minsk, 07–08 oktyabrya 2021 goda. Tom 1. Minsk : IOOO «Pravo i ekonomika», 2021. рр. 464−469. EDN SYUHUD.
5. Argun Shch. V. Opredelenie naibolee effektivnyh tyagovyh istochnikov toka dlya elektromobilej [Determination of the most effective traction current sources for electric vehicles] // Avtomobil'nyj transport (Har'kov). 2017. № 41. рр. 11–22. EDN YVDKDH.
6. Tokoprovodyashchie materialy dlya soedinitel'nyh shin mnogoelementnyh akkumulyatornyh tyagovyh batarej [Conductive materials for connecting buses of multi-element rechargeable traction batteries] / V. A. Zelenin, A. T. Volochko, D. A. Patockij [i dr.] // Izvestiya Nacional'noj akademii nauk Belarusi. Seriya fiziko-tekhnicheskih nauk. 2021. T. 66. № 3. S. 280–287. DOI 12.29235/1561-8358-2021-66-3-280-287. EDN MCTGLI.
7. Kruglov P. E. Ispol'zovanie litij-ionnyh akkumulyatorov v kachestve tyagovyh batarej [The use of lithium-ion batteries as traction batteries] // Kachestvo v proizvodstvennyh i social'no-ekonomicheskih sistemah: sbornik nauchnyh trudov 8-j Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii, Kursk, 17 aprelya 2020 goda. Kursk : YUgo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2020. рр. 244−247. EDN SRXMYB.
8. Belyaev S., Koshtyal Yu., Rykovanov A. Principy postroeniya i bezopasnost' sistem elektropitaniya na osnove litij-ionnyh akkumulyatorov [Principles of construction and safety of power supply systems based on lithium-ion batteries] // Komponenty i tekhnologii. 2019. № 8(217). рр. 68−72. EDN JKDBAM.
9. Mikolajczak C., Kahn M., White K., Long R. T. Lithium-Ion Batteries Hazard and Use Assessment. 2011. www.prba.org/wp-content/ uploads/Exponent_Report_for_NFPA_-_20111.pdf.
10. Kong L. X., Li C., Jiang J. C., Pecht M. G. Li-Ion Battery Fire Hazards and Safety Strategies // Energies. 2018. Vol. 11. No 9.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 05.10.2024, одобрена после рецензирования 17.10.2024, принята к публикации 18.10.2024.
The article was submitted 05.10.2024, approved after reviewing 17.10.2024, accepted for publication 18.10.2024.

Для цитирования: Захаров Ю. А., Захаров А. Ю. Совершенствование автономности мобильного электротранспорта // Международный технический журнал. 2024. № 5 (93). С. 16–24.

For citation: Zakharov Yu. A., Zakharov A. Yu. Improving the autonomy of mobile electric vehicles // International Technical Journal. 2024. № 5 (93). рр. 16–24.

 

УДК 621.89.017
DOI 10.34286/2949-4176-2024-93-5-25-35

Лариса Александровна Долгова, кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Россия, Пенза

Реализация системы контроля эксплуатационных свойств моторного масла

Аннотация. На процесс старения моторного масла в ДВС влияет большое количество факторов, действие которых приводит к интенсивному изменению физико-химического и углеводородного состава моторного масла и, как следствие, к изменению его эксплуатационных свойств, ухудшению смазки трущихся узлов, снижению надежности работы двигателя. Анализ научных источников литературы показал, что наиболее часто для исследования процесса старения моторного масла используются следующие показатели: загрязненность механическими примесями, вязкость, диэлектрическая проницаемость. Наличие корреляционной зависимости между диэлектрической проницаемостью и другими показателями дает возможность с достаточно высокой точностью определять и прогнозировать величины других наиболее характерных параметров моторного масла. Используя положения теории подобия через определение симплексов подобия, где в качестве определяющей величины выступает диэлектрическая проницаемость моторного масла, а определяемой величиной является единичный показатель качества, можно осуществлять контроль состояния работающего моторного масла. Применение данного метода позволяет значительно снизить трудоемкость и упростить определение показателей качества моторного масла, а также организовать мониторинг текущего состояния моторного масла в процессе эксплуатации транспортных средств и производить замену моторного масла по его фактическому состоянию. Предложенный прибор для контроля физико-химических показателей моторного масла в ДВС позволяет отслеживать изменение эксплуатационных параметров работающего масла в режиме реального времени. Установка разработанного прибора осуществляется на двигателе и не предполагает изменение его конструкции, а также позволяет реализовать метод контроля моторного масла на основе теории подобия.
Ключевые слова: моторное масло, двигатель внутреннего сгорания, ресурс масла, диэлектрическая проницаемость, периодичность замены моторного масла, старение моторного масла, эксплуатационные показатели.

Larisa A. Dolgova, Ph. D. of Engineering Sciences, Associate Professor of department "Operation of the motor transport", Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Penza State University of Architecture and Construction, Russia, Penza

Implementation of the engine oil performance control system

Abstract. The aging process of engine oil in an internal combustion engine is influenced by a large number of factors, the action of which leads to an intensive change in the physico-chemical and hydrocarbon composition of engine oil and, as a result, to a change in its operational properties, deterioration of lubrication of friction units, and a decrease in engine reliability. An analysis of scientific literature sources has shown that the following indicators are most often used to study the aging process of engine oil: contamination with mechanical impurities, viscosity, permittivity. The presence of a correlation between the dielectric constant and other indicators makes it possible to determine and predict the values of other most characteristic parameters of engine oil with high enough accuracy. Using the provisions of similarity theory through the definition of similarity simplices, where the dielectric constant of the engine oil acts as the determining value, and the determined value is a single quality indicator, it is possible to monitor the condition of the running engine oil. The use of this method can significantly reduce the complexity and simplify the determination of engine oil quality indicators, as well as organize monitoring of the current condition of engine oil during vehicle operation and replace engine oil according to its actual condition. The proposed device for monitoring the physico-chemical parameters of engine oil in the internal combustion engine allows you to track changes in the operating parameters of the running oil in real time. The installation of the developed device is carried out on the engine and does not involve changing its design, and also allows you to implement a method of engine oil control based on the theory of similarity.
Keywords: engine oil, internal combustion engine, oil life, dielectric constant, frequency of engine oil replacement, aging of engine oil, performance indicators.

Библиографический список

1. Смазочные материалы. Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / Р. М. Матвеевский, В. Л. Лашхи, И. А. Буяновский, И. Г. Фукс, К. М. Бадыштова. М. : Машиностроение, 1989. 217 с.
2. Кузьмин Н. А. Процессы и закономерности изменения технического состояния автомобилей в эксплуатации: Учебное пособие. Н. Новгород : НГТУ, 2002. 142 с.
3. Бобер А. Э., Хитрюк В. А. Эксплуатационное обоснование комбинированной системы очистки моторного масла тракторного дизеля // Всесоюзный постоянно действующий научно-технический семинар «Диагностика, повышение эффективности, экономичности и долговечности двигателей». Ленинград-Пушкин , 1991. 142 с.
4. Кремнев Ю. К. Исследование возможности повышения температуры моторного масла для улучшения экономичности дизеля // Всесоюзный постоянно действующий научно-технический семинар «Диагностика, повышение эффективности, экономичности и долговечности двигателей». Ленинград-Пушкин , 1991. 142 с.
5. Васильева Л. С. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учебник для вузов. М. : Наука-Пресс, 2003. 421 с.
6. Григорьев М. А., Зайчик Л. А. Аэрация масла и способы ее предотвращения // Автомобильная промышленность. 1996. № 33. 22 с.
7. Кузнецов А. В. Топливо и смазочные материалы: Учебник для вузов. М. : Колос, 2007. 199 с.
8. Черножуков Н. И., Крейн С. Э., Лосиков Б. В. Химия минеральных масел. 2-е изд., перераб. М. : Гостоптехиздат, 1959. 416 с.
9. Долгова Л. А., Салмин В. В. Ранжирование основных параметров работоспособности моторного масла // Перспективные направления развития автотранспортного комплекса: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции; МНИЦ ПГСХА. Пенза : РИО ПГСХА, 2014. 140 с.
10. Наглюк И. С., Григоров А. Б. Изменение диэлектрических свойств моторного масла под совместным воздействием разных видов загрязнений // Вестник ХНАДУ. 2011. Вып. 53. С. 21–23.
11. US патент № 5382942, F01M 11/10. Система контроля уровня масла в двигателе с дисплеем на борту автомобиля, отображающим текущий статус масла / Раффа Д. М., Квик Т. Т., Аронов М. Ф., Литтл У. А., Мейцлер А. Х., Мисанги П. В., Никс-Гомес Д. А., Салока Д. С., Уокер Н. А.; заявитель и патентообладатедь Ford Global Technologies LLC. заявл. 06.07.1993 ; опубл. 1995.01.17.
12. OlwechselnurbeiBedarf // AMZ: Auto, Mot, Zubehor, 1997. 85, № 9. C. 123.
13. Пат. RU (11) 40 469 (13) U1, МПК G01D 21/00 (2000.01). Бортовое устройство для контроля загрязнения моторного масла в ДВС / Астапов В.Н. ; заявитель и патентообладатель Астапов Владимир Николаевич. № 2004100368/22 ; заявл. 01.05.2004 ; опубл. 10.09.2004, Бюл. № 25.
14. Пат. 2578754 Российская Федерация, МПК F01M 11/10 (2006.01). Устройство для контроля масла в ДВС / Семенов А. А., Салмин В. В., Артемов И. И., Войнов А. А., Долгова Л. А.; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет. 2014154458/06 ; заявл. 30.12.2014. опубл. 27.03.2016, Бюл. № 9.

References

1. Smazochnye materialy. Antifrikcionnye i protivoiznosnye svojstva. Metody ispytanij [Lubricants. Antifriction and anti-wear properties. Test methods]: Spravochnik / R. M. Matveevskij, V. L. Lashkhi, I. A. Buyanovskij, I. G. Fuks, K. M. Badyshtova. M. : Mashinostroenie, 1989. 217 p.
2. Kuz'min N. A. Processy i zakonomernosti izmeneniya tekhnicheskogo sostoyaniya avtomobilej v ekspluatacii [Processes and regularities of changes in the technical condition of automobiles in operation]: Uchebnoe posobie. N. Novgorod : NGTU, 2002. 142 p.
3. Bober A. E., Hitryuk V. A. Ekspluatacionnoe obosnovanie kombinirovannoj sistemy ochistki motornogo masla traktornogo dizelya [Operational substantiation of the combined system of engine oil purification of tractor diesel engine] // Vsesoyuznyj postoyanno dejstvuyushchij nauchno-tekhnicheskij seminar «Diagnostika, povyshenie effektivnosti, ekonomichnosti i dolgovechnosti dvigatelej». Leningrad-Pushkin , 1991. 142 p.
4. Kremnev Yu. K. Issledovanie vozmozhnosti povysheniya temperatury motornogo masla dlya uluchsheniya ekonomichnosti dizelya [Study of the possibility of increasing the temperature of engine oil to improve the efficiency of diesel engine] // Vsesoyuznyj postoyanno dejstvuyushchij nauchno-tekhnicheskij seminar «Diagnostika, povyshenie effektivnosti, ekonomichnosti i dolgovechnosti dvigatelej». Leningrad-Pushkin , 1991. 142 p.
5. Vasil'eva L. S. Avtomobil'nye ekspluatacionnye materialy [Automobile operating materials]: Uchebnik dlya vuzov. M. : Nauka-Press, 2003. 421 p.
6. Grigor'ev M. A., Zajchik L. A. Aeraciya masla i sposoby ee predotvrashcheniya [Oil aeration and ways of its prevention] // Avtomobil'naya promyshlennost'. 1996. № 33. 22 p.
7. Kuznecov A. V. Toplivo i smazochnye materialy [Fuel and lubricants]: Uchebnik dlya vuzov. M. : Kolos, 2007. 199 p.
8. Chernozhukov N. I., Krejn S. E., Losikov B. V. Himiya mineral'nyh masel [Chemistry of mineral oils]. 2-e izd., pererab. M. : Gostoptekhizdat, 1959. 416 p.
9. Dolgova L. A., Salmin V. V. Ranzhirovanie osnovnyh parametrov rabotosposobnosti motornogo masla [Ranking of the main parameters of engine oil serviceability] // Perspektivnye napravleniya razvitiya avtotransportnogo kompleksa: sbornik statej VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii; MNIC PGSKHA. Penza : RIO PGSKHA, 2014. 140 p.
10. Naglyuk I. S., Grigorov A. B. Izmenenie dielektricheskih svojstv motornogo masla pod sovmestnym vozdejstviem raznyh vidov zagryaznenij [Change of dielectric properties of motor oil under the joint influence of different types of contaminants] // Vestnik HNADU. 2011. Vyp. 53. рр. 21–23.
11. US patent № 5382942, F01M 11/10. Sistema kontrolya urovnya masla v dvigatele s displeem na bortu avtomobilya, otobrazhayushchim tekushchij status masla [Engine oil level monitoring system with on-board display showing current oil status] / Raffa D. M., Kvik T. T., Aronov M. F., Littl U. A., Mejcler A. H., Misangi P. V., Niks-Gomes D. A., Saloka D. S., Uoker N. A.; zayavitel' i patentoobladated' Ford Global Technologies LLC. zayavl. 06.07.1993 ; opubl. 1995.01.17.
12. OlwechselnurbeiBedarf // AMZ: Auto, Mot, Zubehor, 1997. 85, № 9. p. 123.
13. Pat. RU (11) 40 469 (13) U1, MPK G01D 21/00 (2000.01). Bortovoe ustrojstvo dlya kontrolya zagryazneniya motornogo masla v DVS [On-board device for control of engine oil contamination in internal combustion engine] / Astapov V. N. ; zayavitel' i patentoobladatel' Astapov Vladimir Nikolaevich. № 2004100368/22 ; zayavl. 01.05.2004 ; opubl. 10.09.2004, Byul. № 25.
14. Pat. 2578754 Rossijskaya Federaciya, MPK F01M 11/10 (2006.01). Ustrojstvo dlya kontrolya masla v DVS [Device for control of oil in an internal combustion engine] / Semenov A. A., Salmin V. V., Artemov I. I., Vojnov A. A., Dolgova L. A.; zayavitel' i patentoobladatel' FGBOU VPO Penzenskij gosudarstvennyj universitet. 2014154458/06 ; zayavl. 30.12.2014. opubl. 27.03.2016, Byul. № 9.

Статья поступила в редакцию 08.10.2024, одобрена после рецензирования 16.10.2024, принята к публикации 17.10.2024.
The article was submitted 08.10.2024, approved after reviewing 16.10.2024, accepted for publication 17.10.2024.

Для цитирования:
Долгова Л. А. Реализация системы контроля эксплуатационных свойств моторного масла // Международный технический журнал. 2024. № 5 (93). С. 25–35.

For citation:
Dolgova L. A. Implementation of the engine oil performance control system // International Technical Journal. 2024. № 5 (93). рр. 25–35.

 

УДК 625.1
DOI 10.34286/2949-4176-2024-93-5-36-44

Ради Нбрас Аидл, аспирант, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский университет транспорта, Россия, Москва
Аббас Майтхам Худайр, аспирант, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Россия, Москва
Максим Валерьевич Шевлюгин, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Электроэнергетика транспорта», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Российский университет транспорта, Россия, Москва

Реализация проекта электрификации железной дороги Северного Ирака, основанного на современных инженерных принципах

Аннотация. Представлен анализ современных принципов и достижений в области электрификации железнодорожного транспорта акцентируя их влияние на эффективность, устойчивость и операционную производительность. Глобальное возрождение интереса к электрификации железнодорожных систем обусловлено необходимостью снижения экологического воздействия и улучшения эффективности транспорта. Исследование затрагивает передовые технологии, методы проектирования и устойчивые практики, реализуемые в современных инициативах по электрификации железнодорожного транспорта. Анализируя кейс-стади из различных регионов, автор оценивает экономические, экологические и операционные выгоды, связанные с электрифицированным железнодорожным транспортом. Кроме того, она рассматривает проблемы и потенциальные решения, подчеркивая важность стратегического планирования и инновационных подходов. Синтезируя эти исследования, статья стремится предоставить ценную информацию для лиц, принимающих решения, инженеров и заинтересованных сторон, занимающихся развитием железнодорожной инфраструктуры. Этот фундамент поддерживает обоснованное принятие решений и успешное выполнение проектов по электрификации в динамичном контексте железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: железные дороги, вспомогательная станция, ЭТАП, ток, напряжение.

Radi Nbras Aidl, Postgraduate, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian University of Transport, Russia, Moscow
Abbas Maitham Khudayr, Postgraduate, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
National University of Science and Technology MISIS, Russia, Moscow
Maxim V. Shevlyugin, Advanced Doctor in Engineering Sciences, Associate Professor
Head of the Department of Electric Power Engineering of Transport, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Russian University of Transport, Russia, Moscow

Implementation of the northern iraq railway electrification project based on modern engineering principles

Abstract. This contribution offers a thorough analysis of current principles and advances in rail electrification, emphasizing their impact on efficiency, sustainability, and operational performance. The global resurgence of interest in electrification of rail systems is driven by the need to reduce environmental impacts and improve transportation efficiency. The study addresses the advanced technologies, design methods, and sustainable practices implemented in current rail electrification initiatives. Analyzing case studies from different regions, the article evaluates the economic, environmental, and operational benefits associated with electrified rail transportation. It also examines the challenges and potential solutions, emphasizing the importance of strategic planning and innovative approaches. By synthesizing these studies, the article aims to provide valuable information for decision makers, engineers, and stakeholders involved in rail infrastructure development. This foundation supports informed decision making and successful execution of electrification projects in the dynamic context of rail transportation.
Keywords: railroads, auxiliary station, ETAP, current, voltage.


Библиографический список

1. Азиз Д. О. А. История железных дорог в Киркуке и ее экономическое и социальное влияние, 1925−1985 // Journal Of Historical & Cultural Studies, академический журнал. 2017. Т. 9. № 30.
2. Арма Н. М. Железнодорожное сообщение в Ираке (Видение будущего в рамках реальности): Исследование по географии транспорта. 2022.
3. Азиз С. Н. Британские интересы на реках Ирака. Каир, 1968.
4. Мохаммад С. К. Стоимость перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, докторская диссертация, Колледж администрации и экономики Багдадского университета, 1987.
5. Устройство и эксплуатация тяговых подстанций переменного тока / Е. Я. Афанасьева, Б. Е. Геронимус, В. Б. Лапин [и др.]. М. : Транспорт, 1962. 238 с.
6. Кучма К. Г., Марквардт Г. Г., Пупынин В. Н. Защита от токов короткого замыкания в контактной сети. М. : Транспорт, 1960. 260 с.
7. Бессонов Л. А. Теоретические основы электротехники. М. : Гардарики, 2007. 685 с.
8. Трансформаторы для тягового электроснабжения железных дорог. Методические рекомендации к лабораторным работам / составитель Л. А. Герман. Издательский центр РГОТУПС, 2007. 42 с.
9. Бхаргава Б. Преимущества низкочастотной системы электрификации железных дорог с низким напряжением. Материалы Совместной железнодорожной конференции ASME/IEEE 1996 года, IEEE.

References

1. Aziz D. O. A. Istoriya zheleznyh dorog v Kirkuke i ee ekonomicheskoe i social'noe vliyanie, 1925−1985 [The history of railroads in Kirkuk and its economic and social impact, 1925-1985] // Journal Of Historical & Cultural Studies, akademicheskij zhurnal. 2017. T. 9. № 30.
2. Arma N. M. Zheleznodorozhnoe soobshchenie v Irake (Videnie budushchego v ramkah real'nosti) [Railroading in Iraq (A vision of the future within reality)]: Issledovanie po geografii transporta. 2022.
3. Aziz S. N. Britanskie interesy na rekah Iraka [British interests in the rivers of Iraq]. Kair, 1968.
4. Mohammad S. K. Stoimost' perevozki passazhirov zheleznodorozhnym transportom [The cost of passenger transportation by rail], doktorskaya dissertaciya, Kolledzh administracii i ekonomiki Bagdadskogo universiteta, 1987.
5. Ustrojstvo i ekspluataciya tyagovyh podstancij peremennogo toka [Design and operation of alternating current traction substations] / E. Ya. Afanas'eva, B. E. Geronimus, V. B. Lapin [i dr.]. M. : Transport, 1962. 238 р.
6. Kuchma K. G., Markvardt G. G., Pupynin V. N. Zashchita ot tokov korotkogo zamykaniya v kontaktnoj seti [Protection against short-circuit currents]. M. : Transport, 1960. 260 р.
7. Bessonov L. A. Teoreticheskie osnovy elektrotekhniki [Theoretical bases of electrical engineering]. M. : Gardariki, 2007. 685 р.
8. Transformatory dlya tyagovogo elektrosnabzheniya zheleznyh dorog. Metodicheskie rekomendacii k laboratornym rabotam [Transformers for traction power supply of railroads] / sostavitel' L. A. German. Izdatel'skij centr RGOTUPS, 2007. 42 р.
9. Bhargava B. Preimushchestva nizkochastotnoj sistemy elektrifikacii zheleznyh dorog s nizkim napryazheniem [Advantages of the low-frequency system of electrification of low-voltage railroads]. Materialy Sovmestnoj zheleznodorozhnoj konferencii ASME/IEEE 1996 goda, IEEE.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.10.2024, одобрена после рецензирования 15.10.2024, принята к публикации 16.10.2024.
The article was submitted 02.10.2024, approved after reviewing 15.10.2024, accepted for publication 16.10.2024.

Для цитирования:
Ради Нбрас Аидл, Аббас Майтхам Худайр, Шевлюгин М. В. Реализация проекта электрификации железной дороги Северного Ирака, основанного на современных инженерных принципах // Международный технический журнал. 2024. № 5 (93). С. 36–44.

For citation:
Radi Nbras Aidl, Abbas Maitham Khudayr, Shevlyugin M. V. Implementation of the northern iraq railway electrification project based on modern engineering principles // International Technical Journal. 2024. № 5 (93). рр. 36–44.

 

УДК 621.31
DOI 10.34286/2949-4176-2024-93-5-45-52

Фаиз Метаб Муса Аль-Руфаи, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8068-5350, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Васитский университет, Ирак - Васит- Эль-Кут

Анализ схем сбора энергии пьезоэлектрических элементов

Аннотация. В данной статье проведен анализ различных схем сбора энергии пьезоэлектрических элементов, таких как стандартная схема полного мостового выпрямителя (S-FBR), схема синхронного извлечения электрического заряда с самопитанием (SECE с самопитанием) и схема оптимизированного синхронного извлечения заряда с самопитанием (SECEопт с самопитанием). Оценена эффективность каждой схемы, их способность работать с переменной нагрузкой и общие характеристики преобразования энергии. Результаты показали, что схема SECEопт с самопитанием обладает наивысшей эффективностью благодаря улучшенной технологии переключения и более стабильной мощности на выходе. В статье рассматриваются сравнительные преимущества каждой схемы, их сложность и применимость в реальных условиях. На основе проведенного анализа (SECEопт с самопитанием) признана лучшим решением для маломощных приложений. Схемы SECE и SECEопт показали увеличение собираемой энергии по сравнению со стандартной схемой S-FBR. Эти методы особенно эффективны при сборе энергии от неравномерных и динамических сигналов, возникающих при волне. Таким образом, использование схем SECE может стать важным шагом к созданию более эффективных систем сбора энергии, обеспечивающих надежное питание датчиков и других маломощных устройств.
Ключевые слова: пьезоэлектрические элементы, преобразование энергии, автономные системы, синхронное извлечение заряда, моделирование, схемы выпрямления энергии.

Metab Mousa Al-Rufaee Faes, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8068-5350, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Wasit university, Iraq-Wasit-Kut

Analysis of piezoelectric energy harvesting circuits

Abstract. This paper presents an analysis of a number of piezoelectric energies harvesting schemes, including the standard full bridge rectifier (S-FBR) scheme, the self-powered synchronous electrical charge extraction (SECE self-powered) scheme and the optimized synchronous self-powered charge extraction (SECEopt self-powered) scheme. The efficiency of each scheme, their variable load capability and overall power conversion performance were subjected to evaluation. The results demonstrated that the self-powered SECEopt circuit exhibited the highest efficiency, attributable to its enhanced switching technology and more stable output power. The paper elucidates the comparative advantages of each scheme, their complexity, and their applicability to real-world applications. Based on the analysis, the self-powered SECEopt was identified as the optimal solution for low-power applications such as sensors. The SECE and SECЕopt schemes have shown an increase in collected energy compared to the standard S-FBR scheme. These techniques are particularly effective in harvesting energy from non-uniform and dynamic wave signals. Thus, the use of SECE schemes can be an important step towards more efficient energy harvesting systems that provide reliable power to sensors and other low-power devices.
Keywords: piezoelectric elements, energy conversion, autonomous systems, synchronous charge extraction, modelling, energy rectification schemes.

Библиографический список

1. Аль-Руфаи Ф. М. М., Якимович Б. А., Кувшинов В. В. Основные положения методики оценки эффективности пьезопреобразователей // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2023. Т. 26. № 1. С. 28–34.
2. Разработка и анализ комбинированной энергетической системы на основе пьезоэлектрических элементов / Ф. М. Аль-Руфаи, Б. А. Якимович, В. В. Кувшинов, В. В. Смирнов // Промышленная энергетика. 2024. № 3. С. 31–40.
3. Wang X., et al. Multi-input SECE based on buck structure for piezoelectric energy harvesting. IEEE Transactions on Power Electronics. 2021. vol 36. № 4. pp. 3638–3642.
4. Использование пьезоэлектрических материалов для выработки электроэнергии от механических нагрузок на дорожное покрытие / Ф. М. М. Аль-Руфаи, Б. А. Якимович, С. П. Муровский [и др.] // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. 2024. № 1(38). С. 5–12.
5. Li H., Tian C., Deng Z. D. Energy harvesting from low frequency applications using piezoelectric materials // Applied Physics Reviews. 2014. 1 (4). 041301.
6. Rahman A., Farrok O., Islam M. R., Xu W. (2020). Recent progress in electrical generators for oceanic wave energy conversion. IEEE Access: Practical Innovations, Open Solutions, 2020. vol 8, pp. 138595–138615.
7. Miller L. M., Elliott A. D. T., et al. Maximum performance of piezoelectric energy harvesters when coupled to interface circuits // IEEE Sensors journal. vol. 16, no. 12, pp. 4803–4815.
8. Mingjie, Guan & Liao, Wei-Hsin Comparative analysis of piezoelectric power harvesting circuits for rechargeable batteries. 2005. 4. pp. 243−246.
9. Shafer B. W., Yoon S. (2017). Comparison of energy harvesting circuits for piezoelectric devices // IEEE Transactions on Power Electronics. 32(4). 2793-2800.
10. Edla M., Deguchi M., Lim Y. Y. A self-powered H-Bridge joule theory circuit for piezoelectric energy harvesting systems // Power Electronic Devices and Components. 2022. vol 3. pp. 1–9.

References

1. Al'-Rufai F. M. M., Yakimovich B. A., Kuvshinov V. V. Osnovnye polozheniya metodiki ocenki effektivnosti p'ezopreobrazovatelej [Basic provisions of the methodology for evaluating the efficiency of piezoelectric transducers ] // Vestnik IzhGTU imeni M. T. Kalashnikova. 2023. T. 26. № 1. рр. 28–34.
2. Razrabotka i analiz kombinirovannoj energeticheskoj sistemy na osnove p'ezoelektricheskih elementov [Development and analysis of the combined energy system based on piezoelectric elements] / F. M. Al'-Rufai, B. A. YAkimovich, V. V. Kuvshinov, V. V. Smirnov // Promyshlennaya energetika. 2024. № 3. рр. 31–40.
3. Wang X., et al. Multi-input SECE based on buck structure for piezoelectric energy harvesting. IEEE Transactions on Power Electronics. 2021. vol 36. № 4. pp. 3638–3642.
4. Ispol'zovanie p'ezoelektricheskih materialov dlya vyrabotki elektroenergii ot mekhanicheskih nagruzok na dorozhnoe pokrytie [Use of piezoelectric materials for power generation from mechanical loads on the road surface] / F. M. M. Al'-Rufai, B. A. YAkimovich, S. P. Murovskij [i dr.] // Transport Aziatsko-Tihookeanskogo regiona. 2024. № 1(38). S. 5–12.
5. Li H., Tian C., Deng Z. D. Energy harvesting from low frequency applications using piezoelectric materials // Applied Physics Reviews. 2014. 1 (4). 041301.
6. Rahman A., Farrok O., Islam M. R., Xu W. (2020). Recent progress in electrical generators for oceanic wave energy conversion. IEEE Access: Practical Innovations, Open Solutions, 2020. vol 8, pp. 138595–138615.
7. Miller L. M., Elliott A. D. T., et al. Maximum performance of piezoelectric energy harvesters when coupled to interface circuits // IEEE Sensors journal. vol. 16, no. 12. pp. 4803–4815.
8. Mingjie, Guan & Liao, Wei-Hsin Comparative analysis of piezoelectric power harvesting circuits for rechargeable batteries. 2005. 4. pp. 243−246.
9. Shafer B. W., Yoon S. (2017). Comparison of energy harvesting circuits for piezoelectric devices // IEEE Transactions on Power Electronics. 32(4). 2793-2800.
10. Edla M., Deguchi M., Lim Y. Y. A self-powered H-Bridge joule theory circuit for piezoelectric energy harvesting systems // Power Electronic Devices and Components. 2022. vol 3. pp. 1–9.

Статья поступила в редакцию 02.10.2024, одобрена после рецензирования 13.10.2024, принята к публикации 15.10.2024.
The article was submitted 02.10.2024, approved after reviewing 13.10.2024, accepted for publication 15.10.2024.

Для цитирования:
Аль-Руфаи Фаиз Метаб Муса Анализ схем сбора энергии пьезоэлектрических элементов // Международный технический журнал. 2024. № 5 (93). С. 45–52.

For citation:
Al-Rufaee Faes Metab Mousa Analysis of piezoelectric energy harvesting circuits // International Technical Journal. 2024. № 5 (93). рр. 45–52.

 


УДК 620.91
DOI 10.34286/2949-4176-2024-93-5-53-62

Александр Прокофьевич Усачев, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Теплогазоснабжение и нефтегазовое дело», SPIN-код: 6697-6930, AuthorID: 458066, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Россия, Саратов
Александр Владимирович Рулев, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Теплогазоснабжение и нефтегазовое дело», ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9610-0556, SPIN-код: 7612-5016, AuthorID: 508973, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Россия, Саратов

Метод создания локальных зон с повышенным содержанием озона, предотвращающий опасное воздействие ультрафиолетового излучения

Аннотация. Разрушение озона в значительной степени происходит из-за воздействия соединений хлора, фтора, брома, входящих в состав существующих рабочих агентов в холодильной и теплонасосной технике, в строительной, лакокрасочной, косметической, фармацевтической промышленности для создания давления в герметичных флаконах с жидким продуктом. Переход на технологии без использования фреонов в отдельно взятой стране не приведет к пропорциональному положительному результату, поскольку горизонтальное перемещение воздушных масс вдоль земного шара сильно изменяет содержание озона и других газов в атмосфере земли, поскольку озон вместе с воздушными массами перемещается с тропиков к полюсам. Целью работы была разработка методов по локальному повышению содержания озона в стратосфере отдельно взятых районов для предупреждения опасных результатов воздействия коротковолнового ультрафиолетового излучения и потепления климата. В работе предложен метод, согласно которому повышенное количество озона создается за счет того, что при падении ультрафиолетовых лучей с длиной волны менее 242 нм на кристаллические пластинки самолетного шлейфа происходит их частичное отражение в стратосферу. Но тогда резко снижается количество ультрафиолетовых лучей, поступающих к поверхности земли от самолетного шлейфа, что неизбежно приводит к снижению там столкновений с молекулами кислорода и, как следствие, уменьшению количества озона. Создается положение, когда от слоя самолетного шлейфа к земле выходит ультрафиолетовых лучей меньше, чем поступает от солнца, т. е., создается своеобразная «запруда», как это имеет место при устройстве прудов, озер, водохранилищ, когда выходит (вытекает), меньше чем поступает (втекает). Предложенный метод увеличивает количество озона над самолетными шлейфами и, наоборот, уменьшает его под шлейфом и, таким образом, уменьшает там опасное воздействие коротковолнового ультрафиолетового излучения, парниковый эффект и потепление климата. Максимальная энергетическая эффективность предложенного метода при создании самолетных шлейфов и в аналогичной инженерной практике достигается за счет использования топливного водорода в качестве горючего для реактивных двигателей.
Ключевые слова: создание метода, локальные зоны, контролируемые районы, повышенное содержание озона, шлейф реактивного самолета, предотвращение, опасное воздействие, коротковолновое ультрафиолетовое излучение, парниковый эффект, потепление климата.

Alexandr P. Usachev, Advanced Doctor in Engineering Sciences, Professor,
Professor Departments of Heat and Gas Supply and Oil and Gas Business, SPIN-код: 6697-6930,
AuthorID: 458066, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Russia, Saratov
Alexandr P. Rulev, Advanced Doctor in Engineering Sciences, Associate Professor, Departments
of Heat and Gas Supply and Oil and Gas Business, https://orcid.org/0000-0001-9610-0556,
SPIN-код: 7612-5016, AuthorID: 508973, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Russia, Saratov

A method for creating local zones with high ozone content that prevents the dangerous effects of ultraviolet radiation

Abstract. Ozone depletion is largely due to the effects of chlorine, fluorine, and bromine compounds that are part of existing working agents in refrigeration and heat pump equipment, in the construction, paint, cosmetics, and pharmaceutical industries to create pressure in sealed vials with a liquid product. The transition to technologies without the use of freons in a single country will not lead to a proportional positive result, since the horizontal movement of air masses along the globe greatly changes the content of ozone and other gases in the earth's atmosphere, since ozone together with air masses moves from the tropics to the poles. The purpose of the work − development of methods for local increase of ozone content in the stratosphere of individual areas to prevent dangerous effects of short-wave ultraviolet radiation and climate warming. The paper proposes a method according to which an increased amount of ozone is created due to the fact that when ultraviolet rays with a wavelength of less than 242 nm fall on the crystalline plates of an airplane plume, their partial reflection into the stratosphere occurs. But then the amount of ultraviolet rays coming to the earth's surface from an airplane plume sharply decreases, which inevitably leads to a decrease in collisions with oxygen molecules there and, as a result, a decrease in the amount of ozone. A situation is created when less ultraviolet rays come out from the plane plume layer to the ground than they come from the sun. That is, a kind of "dam" is created, as is the case with the construction of ponds, lakes, reservoirs, when less comes out (flows out) than comes in (flows in). The proposed method increases the amount of ozone above the aircraft plumes and, conversely, reduces it under the plume and, thus, reduces the dangerous effects of short-wave ultraviolet radiation, the greenhouse effect and climate warming there. The maximum energy efficiency of the proposed method in the creation of aircraft plumes and in similar engineering practice is achieved through the use of fuel hydrogen as fuel for jet engines.
Keywords: creation of the method, local zones, controlled areas, increased ozone content, jet plume, prevention, dangerous effects, short wave ultraviolet radiation, greenhouse effect, climate warming.

Библиографический список

1. Александров Э. Л., Израэль Ю. А., Кароль И. Л., Хргиан А. Х. Озонный щит и его изменения. СПб. : Гидрометиоиздат, 1992. 288 с.
2. Данилов А. Д., Кароль И. Л. Атмосферный озон – сенсации и реальность. Л. : Гидрометеоиздат, 1991. 120 с.
3. Оуэнс Д. Г. Альтернативы HFC и PFC с низким потенциалом глобального потепления / Специализированные материалы 3M (3M Specialty Materials) St. Paul, MN США. http://multimedia.3m.com/mws/media /782394O/ low-gwp-alternatives-to-hfcs-and-pfcs.pdf.
4. Основные параметры холодильных агентов [Электронный ресурс]. URL: http://holod-proekt.com/2011/08/osnovnie-parametry-holodilnih-agentov/.
5. Hui Su, Jonathan H. Jiang, J. David Neelin, T. Janice Shen1, Chengxing Zhai1, Qing Yue, Zhien Wang, Lei Huang, Yong-Sang Choi, Graeme L. Stephens, Yuk L. Yung Tightening of tropical ascent and high clouds key to precipitation change in a warmer climate. Nat Commun. 2017 Jun 7;8:15771. doi: 10.1038/ncomms15771.
6. Беликов Ю. Е., Дышлевский С. В., Репин А. Ю. Влияние высоких тонких облаков и аэрозольных слоев на перенос солнечного излучения к поверхности Земли в условиях сумерек // Оптика атмосферы и океана. 2019. № 10. С. 844–847.
7. Хргиан А. Х., Кузнецов Г. И. Проблема наблюдений и исследований атмосферы озона. М. : Издательство Московского университета, 1981. 216 с.
8. Мазин И. П., Хргиан А. Х. Облака. Облачная атмосфера. Л. : Гидрометеоиздат, 1989. 648 с.
9. Рыбакова Ж. В. Облака и их трансформация / науч. ред. И. В. Кужевская. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. 234 с.
10. Самохвалов И. В. Дистанционная диагностика микроструктуры перистых облаков: проблемы и перспективы // Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. 2016. № 653. С. 133−136.
11. Брюханов И. Д., Локтюшин О. Ю., Самохвалов И. В. Оценка повторяемости образования зеркальных конденсационных следов самолетов по данным поляризационного лазерного зондирования // Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. 2020. Вып. 674. С. 123–127.
12. Брюханов И. Д. Самохвалов И. В., Кауль Б. В., Насонов С. В., Животенюк И. В. Матрица обратного рассеивания света зеркально отражающих слоев облаков верхнего яруса, образованных кристаллическими частицами, преимущественно ориентированными в горизонтальной плоскости // Оптика атмосферы и океанов. 2012. № 5. С. 403–411.
13. Karcher B. Formation and radiative forcing of contrail cirrus // Nature Communications. 2018. № 9. 182441.
14. Пат. 2811931 C1 Российская федерация, МПК A 01 G 15/00. Способ снижения концентрации озона в приземных областях атмосферы / А. П. Усачев, А. В. Рулев ; заявитель и патентообладатель СГТУ имени Гагарина Ю. А. № 2023113246 ; заявлено 22.05.2023 ; опубл. 18.01.2024, Бюл. № 2.
15. Пат. 2802230 C1 Российская федерация, МПК A 01 G 15/00. Способ снижения уровня солнечного излучения к земной поверхности / А. П. Усачев, А. В. Рулев ; заявитель и патентообладатель СГТУ имени Гагарина Ю. А. № 2023101784A ; заявл. 26.01.2023 ; опубл. 23.08.2023.
16. Пикалов А. А., Усачев А. П., Рулев А. В. Разработка методов по снижению интенсивности солнечного излучения и температуры приповерхностной атмосферы в контролируемых климатических районах // Международный технический журнал. 2024. № 4. С. 7–21.
17. Кауль Б. В., Самохвалов И. В. Физические факторы, определяющие пространственную ориентацию частиц кристаллических облаков // Оптика атмосферы и океанов. 2008. Т .21. № 1. С. 27−34.
18. Кауль Б. В., Самохвалов И. В. Ориентация частиц кристаллических облаков Ci: часть 2 // Оптика атмосферы и океанов. 2006. Т. 25. № 10. С. 835–840.
19. Красс М. С., Мерзликин В. Г. Радиационная теплрофизика снега и льда. Л. : Гидрометеоиздат, 1990. 252 с.
20. Катилиевский Н. И. Волновая оптика. М. : Высшая школа, 1978. 383 с.
21. Беспалов Д. П. Атлас облаков. СПб. : Д’АРТ, 2011. 248 с.
22. Войткевич Г. В., Голиков И. В. Справочник по охране геологической среды. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. Т. 1. 445 с.

References

1. Aleksandrov E. L., Izrael' Yu. A., Karol' I. L., Hrgian A. H. Ozonnyj shchit i ego izmeneniya [Ozone shield and its changes]. SPb. : Gidrometioizdat, 1992. 288 р.
2. Danilov A. D., Karol' I. L. Atmosfernyj ozon – sensacii i real'nost' [Atmospheric ozone - sensations and reality]. L. : Gidrometeoizdat, 1991. 120 р.
3. Ouens D. G. Al'ternativy HFC i PFC s nizkim potencialom global'nogo potepleniya [Alternatives to HFCs and PFCs with low global warming potential] / Specializirovannye materialy 3M (3M Specialty Materials) St. Paul, MN SSHA. http://multimedia.3m.com/mws/media /782394O/ low-gwp-alternatives-to-hfcs-and-pfcs.pdf.
4. Osnovnye parametry holodil'nyh agentov [Basic parameters of refrigerating agents]. URL: http://holod-proekt.com/2011/08/osnovnie-parametry-holodilnih-agentov/.
5. Hui Su, Jonathan H. Jiang, J. David Neelin, T. Janice Shen1, Chengxing Zhai1, Qing Yue, Zhien Wang, Lei Huang, Yong-Sang Choi, Graeme L. Stephens, Yuk L. Yung Tightening of tropical ascent and high clouds key to precipitation change in a warmer climate. Nat Commun. 2017 Jun 7;8:15771. doi: 10.1038/ncomms15771.
6. Belikov Yu. E., Dyshlevskij S. V., Repin A. Yu. Vliyanie vysokih tonkih oblakov i aerozol'nyh sloev na perenos solnechnogo izlucheniya k poverhnosti Zemli v usloviyah sumerek [Influence of high thin clouds and aerosol layers on the transfer of solar radiation to the Earth's surface under twilight conditions] // Optika atmosfery i okeana. 2019. № 10. рр. 844–847.
7. Hrgian A. H., Kuznecov G. I. Problema nablyudenij i issledovanij atmosfery ozona [Problem of Observations and Studies of Atmospheric Ozone]. М. : Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1981. 216 р.
8. Mazin I. P., Hrgian A. H. Oblaka. Oblachnaya atmosfera [Clouds. Cloud atmosphere]. L. : Gidrometeoizdat, 1989. 648 р.
9. Rybakova Zh. V. Oblaka i ih transformaciya [Clouds and their transformation] / nauch. red. I. V. Kuzhevskaya. Tomsk : Izdatel'skij Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020. 234 р.
10. Samohvalov I. V. Distancionnaya diagnostika mikrostruktury peristyh oblakov: problemy i perspektivy [Remote diagnostics of perispheric cloud microstructure: problems and prospects] // Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A. F. Mozhajskogo. 2016. № 653. рр. 133−136.
11. Bryuhanov I. D., Loktyushin O. Yu., Samohvalov I. V. Ocenka povtoryaemosti obrazovaniya zerkal'nyh kondensacionnyh sledov samoletov po dannym polyarizacionnogo lazernogo zondirovaniya [Estimation of the repeatability of the formation of mirror condensation traces of aircraft according to the data of polarization laser sensing] // Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A. F. Mozhajskogo. 2020. Vyp. 674. рр. 123–127.
12. Bryuhanov I. D. Samohvalov I. V., Kaul' B. V., Nasonov S. V., Zhivotenyuk I. V. Matrica obratnogo rasseivaniya sveta zerkal'no otrazhayushchih sloev oblakov verhnego yarusa, obrazovannyh kristallicheskimi chasticami, preimushchestvenno orientirovannymi v gorizontal'noj ploskosti [Matrix of backscattering of light of mirror-reflecting layers of upper-tier clouds formed by crystalline particles predominantly oriented in the horizontal plane] // Optika atmosfery i okeanov. 2012. № 5. рр. 403–411.
13. Karcher B. Formation and radiative forcing of contrail cirrus // Nature Communications. 2018. № 9. 182441.
14. Pat. 2811931 C1 Rossijskaya federaciya, MPK A 01 G 15/00. Sposob snizheniya koncentracii ozona v prizemnyh oblastyah atmosfery [Method for reducing the ozone concentration in the surface regions of the atmosphere] / A. P. Usachev, A. V. Rulev ; zayavitel' i patentoobladatel' SGTU imeni Gagarina Yu. A. № 2023113246 ; zayavleno 22.05.2023 ; opubl. 18.01.2024, Byul. № 2.
15. Pat. 2802230 C1 Rossijskaya federaciya, MPK A 01 G 15/00. Sposob snizheniya urovnya solnechnogo izlucheniya k zemnoj poverhnosti [Method of reducing the level of solar radiation to the Earth surface] / A. P. Usachev, A. V. Rulev ; zayavitel' i patentoobladatel' SGTU imeni Gagarina Yu. A. № 2023101784A ; zayavl. 26.01.2023 ; opubl. 23.08.2023.
16. Pikalov A. A., Usachev A. P., Rulev A. V. Razrabotka metodov po snizheniyu intensivnosti solnechnogo izlucheniya i temperatury pripoverhnostnoj atmosfery v kontroliruemyh klimaticheskih rajonah [Development of methods to reduce the intensity of solar radiation and temperature of the surface atmosphere in controlled climatic areas] // Mezhdunarodnyj tekhnicheskij zhurnal. 2024. № 4. рр. 7–21.
17. Kaul' B. V., Samohvalov I. V. Fizicheskie faktory, opredelyayushchie prostranstvennuyu orientaciyu chastic kristallicheskih oblakov [Physical factors determining the spatial orientation of crystalline cloud particles] // Optika atmosfery i okeanov. 2008. T. 21. № 1. рр. 27−34.
18. Kaul' B. V., Samohvalov I. V. Orientaciya chastic kristallicheskih oblakov Ci [Orientation of Ci crystalline cloud particles]: chast' 2 // Optika atmosfery i okeanov. 2006. T. 25. № 10. рр. 835–840.
19. Krass M. S., Merzlikin V. G. Radiacionnaya teplrofizika snega i l'da [Radiation thermal physics of snow and ice]. L. : Gidrometeoizdat, 1990. 252 р.
20. Katilievskij N. I. Volnovaya optika [Wave Optics]. M. : Vysshaya shkola, 1978. 383 р.
21. Bespalov D. P. Atlas oblakov [Cloud Atlas]. SPb. : D’ART, 2011. 248 р.
22. Vojtkevich G. V., Golikov I. V. Spravochnik po ohrane geologicheskoj sredy [Reference book on protection of geological environment]. Rostov-na-Donu : Feniks, 1996. T. 1. 445 р.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.10.2024, одобрена после рецензирования 19.10.2024, принята к публикации 20.10.2024.
The article was submitted 10.10.2024, approved after reviewing 19.10.2024, accepted for publication 20.10.2024.

Для цитирования:
Усачев А. П., Рулев А. В. Метод создания локальных зон с повышенным содержанием озона, предотвращающий опасное воздействие ультрафиолетового излучения // Международный технический журнал. 2024. № 5 (93). С. 56–32.

For citation:
Usachev A. P., Rulev A. V. A method for creating local zones with high ozone content that prevents the dangerous effects of ultraviolet radiation // International Technical Journal. 2024. № 5 (93). pp. 52–32.